Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и
обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их
единственно правильными и разумными. Поэтическое выражение «обычай –
деспот меж людей» достаточно емко отражает те обстоятельства, что люди
сами создают такие культурные образцы которым впоследствии подчиняются
и которые принимают за само собой разумеющиеся. Когда культура
указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что
она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного
поведения. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку
необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным
для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть
такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им
действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать
свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться
согласованных действий. Таким образом, человек, как существо
социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения,
для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с
другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе,
регулирующие это поведение в определенном направлении, называют
социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку;
придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем
и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, относящихся к этому действию. Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования.
|