Что же обычно
предшествует конфликту? Очевидно, что здесь можно выделить две группы
явлений: объективная жизненная ситуация в которой находятся
противо6орствующие стороны, и сами эти стороны - люди ,имеющие
определенные интересы и ценности. Собственно, это структура
противоречия, не перешедшего в конфликт.
Жизненные ситуации, в которых
оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни
отдельного человека или целой социальной группы могут быть
скоротечными, преходящими или, напротив, длительными, застойными,
Они могут характеризоваться
определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных
благ. Они связаны социальными иерархиями и многими другими факторами.
Под конфликтной ситуацией следует
понимать такое стечение обстоятельств, которое объективно создает
почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Приведем пример. В научном учреждении намечается сокращение штатов.
Многие сотрудники, особенно пенсионного возраста, могут подпасть под
«сокращение». Пока конкретно вопрос о ликвидации тех или иных
должностей не решен, и потому говорить о возникновении самого конфликта
прежде¬временно. Однако конфликтная ситуация налицо, потому что предмет
возможных разногласий уже существует, в коллективе явно возникла
напряженность, которая может вызвать последующие действия участников. Анализируя различные конфликтные ситуации в трудовых коллективах, Ф.М. Бородкин и Н. . Коряк так суммировали некоторые типичные причины, создающие почву для конфликтов в организациях: а) неопределенность технологических связей между структурными подразделениями организации; б) наличие многочисленных начальников, отдающих различные распоряжения; в) большое количество подчиненных у одного начальника что создает хаотичность в управлении; г) перекладывание ответственности друг на друга, что порождает состояние общей безответственности; д) невысокие личные и деловые качества ряда сотрудников. Естественно, что при этих условиях конфликтная ситуация в коллективе может сложиться достаточно легко. К этому можно было бы добавить ряд внешних для учреждения факторов, создающих в нем напряженность, например реорганизацию системы управления, указания вышестоящих органов о сокращении штатов, трудности с выплатой заработной платы и т.д.
|