На поведение
людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте
оппоненты обычно хорошо друг друга изуча¬ют и начинают уже
предпринимать те или иные действия, ориенти¬руясь на особенности
характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно
хорошо прогнозировать действия противо¬положной стороны. Это позволяет
им расширить сферу применяе¬мых тактик и стилей поведения с
"коррекцией" на особенности оп¬понента. Таким образом, действия
оппонентов становятся в извест¬ной мере взаимообусловленными, что
позволяет оказывать на них влияние.
Существование перечисленных
источни¬ков или причин конфликтов увеличивает вероятность их
возникно¬вения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны
могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда
потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же
в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята
ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то
же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от
того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут
функциональными или дисфункциональными.
Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Участники конфликтной ситуации оказываются перед необ¬ходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный россий¬ский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом: 1. Путь "борьбы", направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого. 2. Уход от конфликта. 3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение воз¬никшей проблемы.
|