русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе
Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому
дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания
Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но
служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения –
"Противоречия” и "Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе,
заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию "Губернских очерков” .
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза,
показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего
невежества и тупости, торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя,
начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих
исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до
конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского
управленческого аппарата. И все же с помощью сказок "для детей изрядного
возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и
антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от
цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом.
В 1883 г. появился знаменитый "Премудрый пескарь” , ставший за
минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки
известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе
подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в
своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с
его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли
сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о
прожитой жизни: "Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни
хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал” . Только перед смертью осознает
обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А
подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной
мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к
сказке "Премудрый пескарь” : "…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе.
Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и
пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить.
Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и
человеческие свойства. Очень трудно "осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение,
жест. Как отобразить на рыбьем "лице” навеки застывший страх? Фигурка
пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….” .
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает
писатель в "Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за
русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может
быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство "детей изрядного
возраста” оценили творчество великого сатирика по заслугам.
В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках
мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро
она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает
сегодня Россия.