русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
В. М. — мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к
нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и
партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В. М. во имя революции
наступал на «горло собственной песне» , отдавая «звонкую силу поэта»
пролетариату. «У каждого поэта своя драма…» — писала Анна Ахматова. Есть она и
у В. М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в
Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах, «дряни» . А сегодняшние
противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний
М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор
стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи «лесенкой» ,
он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. М. —
необычайная, она как бы «внутренняя» , чередование слогов не явное, не
очевидное — это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется,
ритм в поэзии — самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея,
образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В. М. надо кричать,
надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей» . Но в ранних
стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт
только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он
не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,
понимания. Именно такого В. М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого
периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой — ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,
внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов
обособляли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность
рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких
духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение — крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной
к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает
свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не
просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь
обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не
жалоба на «равнодушную природу» , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт
как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным,
обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием,
одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты
лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.
Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И
лирический герой их находит.
(ЦИТАТА) А дальше... Дальше, мне кажется, в очень необычной
антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем
привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы)
противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной.
Но для одного звезды — «плевочки» , а для другого — «жемчужины» .
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то» ,
для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
(ЦИТАТА) Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту
беззвездную муку» .
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали — у него «жилистая рука» . Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания
русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется,
как видим, просто «рукой» . Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, —
простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и
переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот
он говорит кому-то: (ЦИТАТА) И ели первые два предложения вопросительные, то
третье — вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей,
эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как
только этим многозначным емким словом «Да?!» , обращенным к тому, кто поймет и
поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и
любовь... Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет
за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он
бы так не убеждал, не увещевал, не волновался... Последняя строфа стихотворения
(всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова: (ЦИТАТА) Но
авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично,
жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе.
Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь
это риторический вопрос ответ не требуется.