русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934) родился
и вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика,
профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Летние месяцы
семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к
миру поместно-деревенской России, где как бы воедино слились красота русского
пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила
Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея.
"Не чайный стол - заседание Флорентийской академии", - с
благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила
Сергеевича философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,
философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее
- Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были
поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог
Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,
утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов
любимый цвет Владимира Соловьева) .
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году
создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или
"Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые
прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это
такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами. Слово
"симфония" было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и
сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к
лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении
одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через
определенные промежутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой
"вечного возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ
солнца - зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее
потоки "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник
Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце
предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
"Солнце" Стихотворение "Солнце" посвящено К.
Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике
Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле
"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела
"Золото в лазури". В будущее, которое - согласно логике
"возврата" - уже было! Поэтому оно может выступать в масках: -
"прежнего счастья" - "старины": Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым.
"Вечный зов" - образов прошлой культуры (раздел "Прежде и
теперь") : Блестящие ходят персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны
нежно плафоны, музыка приветствует с хор.
"Опала" 1905 год начало нового периода жизнетворчества
Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь
Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого,
зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих
роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается
с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение.
Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит
решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на
грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где
начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908
годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики
Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений "Пепел"
(1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень
продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных
одновременно со стихами "Пепла", - из них Белый составил следующий
сборник "Урна"(1909) Идея "Пепла" точнее всего
сформулирована самим Белым: "Пепел" - книга самосожжения и смерти: но
сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в
ближнем". Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления
"горизонта" (недаром один из последних разделов сборника называется
"Просветы") .
Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга
кругов сжимающихся по мере приближения к "центру". Первый
"круг" самый большой, - почти что безграничные, "пустые",
"страшные", голодные пространства России, в которых обречен на
рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ: