русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего
читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных
юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки,
Антоша... Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,
вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов просты и
неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность... Но
вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте -
осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним
"Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину начальника,
извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это - чеховское преломление
темы "маленького человека"! После острого сочувствия судьбе
гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед
униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и
пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали - "братьям меньшим",
то есть адресовались - то не к ним. Предметом интереса и художественного
осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе.
Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду
рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она
служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и
свершений. Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы ем
маленького обывательском существования, осмыслить их, начать жить осознанно.
Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведенно,
механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого
героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события.
Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что
человек не может не только действовать - способствовать благоприятному повороту
судьбы или противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее:
неразработанное, неумелое сознание "буксует"... И в результате жизнь
катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который с полной
ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась еще одна
личность, еще одна жизнь прошла впустую... И все его творчество воспринимается
именно как диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.
Он писал частную жизнь - именно это стало художественным открытием.
Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и
судьбе одного. конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из
сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из
совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова
образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают
различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов.
Художественная манера Чехова не назидательна, ему претит пафос
проповедника, учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.
В "Вишневом саде" Чехов не только создал образы людей, чья
жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении.
Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание.
Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную
роль. Но в "Вишневом саде" герои оказываются жертвами не частных
обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный
и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.
Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной
для всей новой драмы ХХ века, - это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не
происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться
человек.
Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется,
но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к
партнерам по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого
главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама
Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может
в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими.
Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие
внутренней сущности героя той социально-исторической роли, которую он вынужден
играть, - вот драматическая суть "Вишневом сада".
В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех
заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на
излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего
нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах - несуществующего, не замечая или
сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте, прежде всего,
всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль "центральной"
в комедии.
Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и купеческой
жилки, мужицкой простоты - и тонкой артистической души и стремится уловить и
воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин - единственный, кто предлагает
реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план, прежде всего потому,
что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и
теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с
требованиями новой эпохи.
Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто
бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых "подходит" ему
лишь она, Варя, - значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему заметить
ее достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию,
подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания
основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на
досужих пересудах!
Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две
сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада - в его коренном
переустройстве, но новая жизнь означает, прежде всего, смерть былого, и палачом
оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.
(И вот еще - важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу веков, в
современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать
новое, "Вишневый сад" звучит для нас не так, как звучал еще десять
лет назад. Оказалось, что не только рубеж Х1Х-ХХ веков - время действия
чеховской комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном
предрассветном часе, который пришелся на нашу жизнь, определил и наши судьбы.