русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье
офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и
постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили
отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными
эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его
характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его
пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и
находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии
Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое
вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе... "
писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник"
(1828) . Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем эта
поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства.
Лермонтов переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную
функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского
пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа
наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире
раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии
плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме
"Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте
Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать
выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете,
а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за
столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть
университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в
Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и
сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова
влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно
отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался
творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение
"Белеет парус одинокий".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии
А.С. Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое влияние
на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение,
содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму
"Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене при его
жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории
России, увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения,
собранные Киршей Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у
него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни,
осуществленный позднее, в 1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова") .
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной
Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи "На смерть
поэта". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и
удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти
Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его
собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г.
должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.
Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу
Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова
разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская
дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей
посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они
восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы
Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы "Демон"
на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое
влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его
юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает
свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга,
грядущее которых "иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает
Лермонтов в "Думе", единственном лирическом произведении, написанном
им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте
поэмы "Демон" (1838) и в романе "Герой нашего времени". В
конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с "Отечественными
записками", журналом, где печатает повести "Бэла" и
"Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой нашего
времени".
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его.
Поэта раздражает то, что он "входит в моду". Его положение во многом
напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова
за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал
это и предчувствовал, что настанет время, когда его "будут преследовать
клеветами".
Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической
стихии лермонтовской поэзии, в романе "Герой нашего времени" (1839)
раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать
анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу,
в которой зреют ростки новой жизни. Печорин - герой своего времени - тем и
отличается от всех других персонажей романа, что он единственный, кто умеет
взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его
общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет
читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой
отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне
общественно-исторических обстоятельств.