русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Главный источник наших знаний о древней
Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается
несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов,
начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое
летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: "
Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17
веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного
состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть
временных лет ") и местными (" Новгородские летописи ") .
Летописи сохранились главным образом в поздних списках. Первым начал изучать
летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю
Российскую ", он обратился ко всем известным в его время летописям,
разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей,
конкретно " Повесть временных лет ", занимался А. Шлецер. Если В. Н.
Татищев работал вширь, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном
тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал
вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба
исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в
одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас
дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих
замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом
П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли себе " Повесть
временных лет ", как создание одного летописца, в данном случае Нестора.
П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод
нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до
нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с
методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов,
которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был
следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из
летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный
конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со
своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем
создания. Так историю летописания он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории
страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а
важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа.
И теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся
проанализировать вопрос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с
реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского
летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н.
Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие. Существует две основных
гипотезы относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим
гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской
летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная
с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале
нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях "
Повести ". Результаты его исследований изложены в работах "
Разыскания о древнейших русских летописных сводах " (1908 год.) и "
Повесть временных лет " (1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили
метрополию - самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан
Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А.
Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного
материала. В Новгороде в 1036г. создается Новгородская летопись, на основе
которой в 1050г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073г. монах
Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, испоьзуя древнейший Киевский свод,
составил первый Киево Печерский свод, куда включил исторические события
происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054г.) . На основании первого
Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода
дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй
Киево-Печерский свод и послужил основой " Повести временных лет ",
первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря
Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в
1118 году. Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским
исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г.
Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с
конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия
против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия
стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало
самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с
Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией
переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска
на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира
закончился поражением, Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий престол
русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское
государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по
распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных
исторических преданий о распространении христьянства. Этот цикл послужил
будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что " Сказания о
первоначальном распространении христьянства на Руси " были записаны
книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием
пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон
предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный
около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество
сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря
этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.