русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) завершил
четырехлетний курс обучения в Московском университете. Решением Совета
Университета Герцен на основании Положения о производстве в ученые степени и
"за отличные успехи и поведение" 30 июня 1833 г. (Все даты в статье
приводятся по старому стилю) был утвержден кандидатом Отделения
физико-математических наук. Ему также была присуждена серебряная медаль за
диссертацию "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника".
Перед молодым выпускником открывался путь к успешной научной карьере, однако
судьба Герцена сложилась иначе. Через год после окончания университета его
арестовали за участие в "тайном обществе" и после 9-месячного
тюремного заключения отправили в ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842
г.
{Подробные сведения о жизни, творчестве и революционной деятельности
Герцена можно найти в его многочисленных биографиях. См., например, книгу В. А.
Прокофьева После возвращения из ссылки в Москву Герцен возобновляет начатое в
студенческие годы изучение теоретических основ, методологии и современных
достижений естествознания. Он штудирует труды зарубежных и отечественных ученых
по физике, химии, зоологии и физиологии, посещает лекции и публичные чтения в
университете, а также в период с 1842 по 1846 гг. пишет и публикует
философско-науковедческие работы "Дилетантизм в науке", "Письма
об изучении природы" и "Публичные чтения г-на профессора Рулье"
{Подробнее о философии науки Герцена см. статьи А. И. Володина В этих работах,
пользовавшихся широкой известностью среди студентов и столичной интеллигенции,
Герцен проявил себя как серьезный методолог и блестящий популяризатор науки.
Однако и этот, новый этап его научной деятельности прервался. В 1847 г., не
выдержав полицейских придирок, Герцен навсегда покинул Россию и, находясь за
границей, наукой уже больше не занимался, сосредоточив свои силы на
революционно-публицистической деятельности и создании независимой российской
печати.
И все же реакционная атмосфера николаевского политического режима
была не единственной причиной превращения Герцена из подававшего немалые
надежды ученого в революционера. Дело в том, что и он сам, и круг его
единомышленников-западников первоначально именно в науке видели не только
мощный фактор социального развития и обновления, но и альтернативу попыткам
чисто насильственного преобразования общества, каковыми молодежи конца 30-х
начала 40-х гг. представлялись восстание декабристов и некоторые другие
революционные выступления в Европе первой трети XIX в. Но что же в таком случае
заставило Герцена предпочесть науке революцию?
{Участник герценовского университетского кружка Н. И. Сазонов в
связи с этим вспоминал: "Разочарования 1825 и 1830 годов послужили нам
полезным уроком, после которого мы стали стремиться к разрешению больших
национальных вопросов прежде всего при помощи науки". (Цит. по: В
предлагаемой статье я попытаюсь ответить на этот вопрос, анализируя те
проблемы, с которыми Герцен столкнулся при знакомстве с современной ему
западной наукой и которые привели его к убеждению, что эта наука находится в
состоянии глубокого кризиса, погрязла в мелочах и нуждается в спасении со
стороны смело и широко мыслящих "людей жизни", способных преодолеть
разобщенность научных дисциплин и достичь органического единства науки,
философии и практики.
Мне представляется, что основную роль в разочаровании Герцена
сыграло прежде всего непонимание им специфики работы ученых-профессионалов,
занятых решением своих узкоспециальных задач, смысл которых можно понять, лишь
находясь в постоянных творческих контактах с коллективами исследователей
передовых лабораторий. При этом, как показывает современный опыт, аналогичное
непонимание (и разочарование) возникает у многих ученых из развивающихся стран.
Даже получив блестящее образование, такие ученые испытывают огромные, в первую
очередь мировоззренческие, трудности при вхождении в западное научное
сообщество {Мировоззренческие проблемы науки в развивающихся странах изучаются
в последнее время многими социологами и культурологами. См., например,
монографии Е. Б. Рашковского и, в которых основное внимание сосредоточено на
анализе специфики ментальности ученых из стран Азии и Африки. В отличие от
работ Рашковского задача данной статьи анализ специфики работ именно западного
научного сообщества, его своеобразной эзотеричности, проявляющейся в том, что
многие концептуальные изменения, непрерывно осуществляющиеся в развивающейся
науке, как правило, не отражаются в публикациях (а тем более в учебниках) и
могут быть осознаны только в ходе достаточно длительной работы в
исследовательских коллективах. }.
В связи с этим интересно сопоставить философско-науковедческие
работы Герцена с современными проблемами восприятия передовой науки. Такое
сопоставление, на мой взгляд, позволило бы глубже понять особенности развития
российской науки первой половины XIX в. и роль в этом развитии Герцена. Мечтая
о качественно новой науке будущего и стремясь подготовить российскую молодежь к
созданию такой науки, Герцен не смог заметить тех действительно революционных изменений,
которые содержала в себе будничная работа западных и отечественных
профессионалов. В результате своими статьями он лишь дезориентировал
студенчество, провоцируя его на конфликты с "отсталыми и
реакционными" профессорами и, как следствие, уход из науки. При этом одной
из первых жертв такой дезориентации стал сам Герцен.
Несостоявшийся ученый В июне 1833 г. А. И. Герцен завершил обучение
на физико-математическом отделении Московского университета. Он готовился к
выпускным экзаменам и трудился над кандидатской диссертацией
"Аналитическое изложение солнечной системы Коперника". Написание
такой работы - небольшого сочинения реферативного типа, а также получение
достаточно высокого балла на экзаменах были необходимы для тех, кто хотел стать
кандидатом университета, с тем чтобы продолжить научную работу и затем защищать
магистерскую и докторскую диссертации.
Судя по письмам друзьям, Герцен был настроен оптимистически. Он
благодарил и благословлял университет, радовался теме диссертации, предложенной
ему куратором, профессором Д. М. Перевощиковым. Первая неудача постигла Герцена
на экзаменах. 24 - 27 июня 1833 г. он писал Н. П. Огареву, что "срезался у
Перевощикова.