русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52) , русский писатель. Литературную
известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-32) ,
насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный
романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород”
и "Арабески” (оба— 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности "маленького человека” наиболее полно воплотилась в повести
"Шинель” (1842) , с которой связано становление натуральной школы. Гротескное
начало "петербургских повестей” ("Нос” , "Портрет” и др.) получило развитие в
комедии "Ревизор” (постановка 1836) как фантасмагория
чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души” (1-й том — 1842)
сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного
преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из
переписки с друзьями” (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского.
В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ” . Гоголь оказал решающее
влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской
литературе.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — 21 февраля (4
марта) 1852, Москва], русский писатель.
Семья. Детские годы
Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было
около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны
отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович
оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он
прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было
продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в.
полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит
достаточного подтверждения) . Отец, Василий Афанасьевич, служил при
Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей
семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия
Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще
пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке
(другое название Яновщина) , наведываясь вместе с родителями в окрестные места
— Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в
Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение
бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери — Д. П.
Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр,
связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником
сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты,
в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием
о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя
К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния” .
"Задумываться о будущем я начал рано...” . Годы учения. Переезд в
Петербург
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19) , потом
брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него
на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию
высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом
театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые
литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и
сурьезном роде” , но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о
Нежине, или Дуракам закон не писан” (не сохранилась) . Больше всего, однако,
Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции;
такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова,
преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по
обвинению в "вольнодумстве” (во время расследования Гоголь давал показания в
его пользу) .
По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих
ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает
ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц
Кюхельгартен” , написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в
1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов
(Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню) ; к этому,
возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к
матери (от 24 июля 1829) . Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из
Петербурга в Германию.
По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец
удается определиться на службу — вначале в Департамент государственного
хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья
деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации
(повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала” , статьи и эссе) обращают
на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные
знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который
у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
"Вечера на хуторе близ Диканьки”
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из
украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки” (в следующем году появилась
2-я часть) , восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая
поэзия!...” . Вместе с тем "веселость” гоголевской книги обнаруживала различные
оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному
юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в
котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и
родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные
ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную
демонологию) . Уже в "Вечерах...” проявилось необыкновенное искусство Гоголя
создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный
космос.
После выхода первой прозаической книги Гоголь — знаменитый писатель.
Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П.
Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими.
Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К
концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность
адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и
целиком посвящает себя литературному труду.
"Миргородский” и "петербургский” циклы. "Ревизор”
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских
замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений —
"Арабески” и "Миргород” (оба в двух частях) ; начата работа над поэмой "Мертвые
души” , закончена в основном комедия "Ревизор” , написана первая редакция
комедии "Женихи” (будущей "Женитьбы” ) . Сообщая о новых созданиях писателя, в
том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере
"Ревизора” (19 апреля 1836) , Пушкин отмечал в своем "Современнике” : "Г-н
Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в
нашем журнале” . Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в
частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835
году” ) .
"Миргород” и "Арабески” обозначили новые художественные миры на
карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам...”
("малороссийская” жизнь) , миргородский цикл, объединивший повести
"Старосветские помещики” , "Тарас Бульба” , "Вий” , "Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” , обнаруживает резкое
изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких
характеристик — пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких
чувств — вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной
жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем
разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя
конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе” — столкновение индивидуализирующегося
любовного чувства с общинными интересами) . Мир же "петербургских повестей” из
"Арабесок” ("Невский проспект” , "Записки сумасшедшего” , "Портрет” ; к ним
примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос” и "Шинель”
) — это мир современного города с его острыми социальными и этическими
коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей
степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре” , в котором "сборный
город” как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального
объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в
целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста
— в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор
Хлестаков) , что придало всему происходящему дополнительное, гротескное
освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой” . Освобожденная
от конкретных деталей "наказания порока” , передающая прежде всего сам эффект
всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента
окаменения) , эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая
и эсхатологическое — как напоминание о неминуемом Страшном суде.