русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Действенный Петербург (слова Александра Блока) Одно из самых
прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург -
и как тема, и как образ - оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей
разных поколений. Русское искусство (живопись и графика, по преимуществу)
запечатлело сложный многоплановый образ великого города в его внешнем
выражении, во всем богатстве и во всей красоте его монументальных форм.
Но изобразительное искусство, по самой природе своей, не могло в
полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы
духовных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения
Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.
Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере
затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать
четырех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в
творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение
главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это Пушкин,
Гоголь, Достоевский и Блок.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга
играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине
"действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное
сознание. Блок - это наиболее "петербургский” из всех русских поэтов. Все его
творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок
очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа,
весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого
пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения
Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить
свое чувство Петербурга.
Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой
творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока
как "поэта города” , и не просто города, А именно Петербурга, и еще точнее, как
"гениального поэта” Невского проспекта.
Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: "Александр Блок,
поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта... Блок - первый поэт
этой бесплодной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта
загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний.
В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы,
самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому,
переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы,
которые читаешь, и не можешь остановиться” .
Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно
вещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи (и не
только составляющие в собрании лирики Блока раздел "Город” ) очень локальны. И
в "Снежной маске” , и в "Страшном мире” , и в других лирических стихах Блока
перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но
именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок "фешенебельном ресторане” или "о
крышах дальних кабаков” , о "колодцах дворов” или о "ледяной ряби канала” , о
"снежной вьюге” или о "желтой заре” , - это всегда петербургские рестораны и
кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.
Говоря о петербургской лирике Блока важно учесть, что тема
Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества
поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми
основными темами его философско-исторического, общественного и художественного
мировоззрения. В "городских” стихах зрелого Блока представления его о мире и о
человеке, об истории и о современности выражены с не меньшей ясностью и
убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике.
Петербург Блок - это "страшный мир” , полный острейших противоречий
социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими
чертами своего облика. Это город, где "богатый зол и рад” и "унижен бедный” . И
вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей,
"поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира. "Городские” стихи
зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем
тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с
такой впечатляющей сило выражены в его творчестве.
С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был
петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил
всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные
его кварталы, но и самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности. Поэт
был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные
книжки и письма к родными к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных
скитаниях по городу и за городом.
И, хотя в городских стихах Блока не так уж много упоминаний об
архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его изобилуют
лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих
случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что даже в
стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических стихах молодого Блока
обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными местами Петербурга.
Так, например, в стихотворении 1901 года "Пять изгибов
сокровенных...” , как выясняется это из дневника Блока, таинственные "изгибы”
означают не что иное, как те улицы, по которым проходила Л. Д. Менделеева
(невеста Блока) , направляясь ежедневно на Высшие женские курсы, а сам Блок
"следил за нею, не замеченный ею” . Улицы эти - Седьмая, Восьмая, Девятая и
Десятая, а также Васильевский остров и Средний проспект, и в этой связи
понятными становятся строки: "Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по
краям, Восемь, девять, средний храм...” . Также и относительно стихотворения
"Там в улице стоял какой-то дом...” известно, что Блок в данном случае имел в
виду определенный дом (на Моховой улице) , в котором помещались драматические
курсы Читау, которые посещала Л. Д. Менделеева.
Пейзаж лирической драмы "Незнакомка” (1906) , по словам биографа
Блока, был "навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны” . Пивная, изображенная
в "Первом издании” пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой
Зеленой улицы. "Вся обстановка, начиная с кораблей на обоях и кончая
действующими лицами, взято с натуры: "вылитый” Гауптман и Верлэн, господин,
перебирающий раков, девушка в платочке, продавец редкостей - все это лица,
виденные поэтом во времена его посещений кабачка с кораблями” .
Пейзаж "Второго видения” драмы "Незнакомка” тоже мог быть приурочен
к определенному месту Петербурга. "Конец улицы на краю города. Последние дома
обрывались внезапно, открывая широкую перспективу: темный пустынный мост через
большую реку. По обеим сторонам моста дремлют тихие корабли с мигающими огнями.
За мостом тянется бесконечная, прямая, как стрела, аллея, обрамленная цепочками
фонарей и белыми от инея деревьями” . Петербуржец узнает в этом описании мост и
аллею, ведущие на Крестовский остров со стороны Большой Зеленой улицы” .
Даже такое, казалось бы совершенно постороннее петербургской
тематике, стихотворение, как "Шаги командора” , в котором по-новому истолкован
старый сюжет о Дон Жуане, по свидетельству самого Блока, было связано с
какими-то сложными ассоциациями с впечатлениями от петербургского пейзажа.