русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Павел Афанасьевич Фамусов одно из главных действующих лиц комедии,
представитель лагеря крепостников. Фамусов - дворянин, помещик, живущий в
Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу
московского барства. Об этом говорит его фамилия (фама - с греческого
"молва") . Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе
с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся
славой". Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских
семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль.
Его "домашние друзья" - князья Тугоуховские, преуспевающий "не
нынче - завтра генерал" Скалозуб.
Фамусов - вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее
воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет
выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что "монашеским
известен поведеньем", однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и
подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится
принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством,
жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе
Екатерины II. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться
крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и
вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их
человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет "ослами",
"чурбанами", "фомками", "фильками", не считаясь,
с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: "Изволь-ка в избу,
марш за птицами ходить". Будучи помещиком Фамусов, однако, живет в
деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба
для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он
передоверил Молчалину-секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно
напоминает о своих благодеяниях ("... и будь не я, коптел бы в Твери... ")
. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным
бумаг. Он самодовольно хвастается: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой
такой: Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы
такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем "служащие чужие
очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", один Молчалин ему не
свой, а потому как "деловой":
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника- это умение обойтись с
вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом
для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим
Екатерининского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, "не на войне, а в
мире брали лбом, стучали об пол, не жалея". Максим Петрович был важным
вельможей, "на золоте едал, езжал-то вечно цугом", "когда же
надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. "Таким путем он приобрел вес,
"выводил в чины" и пенсии давал". Фамусов восхищается и Кузьмой
Петровичем, который был камергером "с ключом и сыну ключ умел доставить,
богат и на богатой был женат". Таким людям Фамусов стремится подражать. Их
способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски
гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты,
посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.
Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь
Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной
этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
"Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. "
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей
в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
оттуда мода к нам, и авторы, и музы:
губители карманов и сердец!
Однако сам следует этой моде:
"Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать. "
Учителей которых нанимали для обучения детей "числом по более,
ценою подешевле", Фамусов называет "побродягами". Он считает,
что дело не в учителях и "не в мадаме сила", детей надо воспитывать в
духе подражания старшим. "Учились бы на старших глядя", - поучает он
Чацкого. А дочери внушает: "Не надобно иного образца, когда в глазах
пример отца".
Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С
неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который "набрался
каких-то новых правил": "чин следовал ему- он службу вдруг оставил,
уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет
"карбонарием", опасным человеком". Причины его возмущения ясны:
Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для
Фамусова основой всего его благополучия.
Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в
образе Фамусова, который является антиподом Чацкого.
Александр Андреевич Чацкий
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы
создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба
прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба
нового мировоззрения со старым. Эту борьбу идей "века нынешнего" и
"века минувшего" Грибоедов показал с точки зрения передового человека
своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - А.
А. Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека
своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Чацкий рано лишился
родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея Ильича Чацкого, рос и
воспитывался в доме Фамусова. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве,
проведенном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он
покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять
"прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным", а потом поехал
"ума искать". Сам Чацкий говорил, что "хотел объехать целый
свет, но не объехал сотой доли". Чацкий был на военной службе, вероятно, с
русской армией за границей. Молчалин напоминает ему, что в Москве много
говорили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с
ними. О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с
любимой девушкой. Любовь его к Софье - чувство искреннее. Ему хочется верить во
взаимность, поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину. Он понял, что
заблуждается, только тогда, когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.
Любовь поглотила Чацкого, он страдает и называет свое чувство сумасшествием. В
ответ на это Софья замечает: "Вот нехотя с ума свела! ". Это
определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого, опасного
по своим взглядам человека. Личная драма Чацкого, придающая движение всему
сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей
резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов
фамусовского общества ясно представляется, против чего выступает Чацкий, каковы
его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости
помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам
"века минувшего", "невежеству".
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку,
службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи
современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и
культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.