русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Дельвиг Антон Антонович родился 17 сентября 1798 года, умер в 1831
году. Дельвиг - поэт, критик, журналист. Учился в частном пансионе; в 1811 году
привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На
вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре
переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Дельвиг развивался
медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность
сочетались у него с живость ума и воображения, независимостью поведения и рано
пробудившегося любовью к поэзии. Дельвиг увлекался Г. Р. Державиным, хорошо
знал издание Жуковского в 1810-1811 годах. Особое влияние он уделял изучению
русской литературы, по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгарда, знал ее
лучше всех своих товарищей. В лицее он начинал писать стихи и вскоре стал одним
из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях Пушкин находил "
необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда
он изменял". В 1814 году Дельвиг дебетирует в печати патриотической одой
"На взятие Парижа" и в 1814-1815 годах систематически помещает стихи
в журналах "Вестник Европы" и "Российский музей".
Окончив в 1817 году лицей (Дельвигу принадлежала ставшая лицейским
гимном " Прощальная песнь воспитанников Царскоселенского лицея, 1817) ,
Дельвиг служил в разных ведомствах, а с 1820 года - помощником библиотекаря в
Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но остальное время отдавал
литературным знаниям. Он входил в поэтическую группу, сложившуюся вокруг
Пушкина. Дельвиг был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим
наследником Державина и главой нового поэтического движения. Группа,
обозначившая себя как " союз поэтов", провозгласила дух поэтической
независимости, дружеского единения, наслаждения радостями жизни; в лирике
Дельвига звучат мотивы политического и религиозного вольномыслия; его
стихотворения "Поэт" (1820) стало декларацией свободы и высокого
предназначения поэта. Дельвиг посещал и литературно-политические кружки, куда
входили будущие декабристы. Он сблизился с Ф. К. Глинкой, А. А. Бестужевым, К.
Ф. Рылеевым.
В 20 годы Дельвиг окончательно формируется как поэт по преимуществу
лирический. Он пишет романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в
19 веке обращается к форме сонета. Но основные его жанры - идиллия и
"русская песня". В традиционный жанр идиллия, излюбленный
поэтами-сентименталистами, Дельвиг вкладывает новое содержание. Он пытается
воссоздать мир чувств и мыслей человека античной древности. Дельвиг показывает,
как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Дельвиг был
тесно связан с русской художественной средой и пытался перенести в свои стихи
принципы скульптурной пластичности и гармонии.
Другим характерным жанром для Дельвига были "русские
песни", которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь
проникнуть в их духовный и художественный мир. Песни Дельвига высоко
оценивались Пушкиным и декабристской критикой. Среди русских поэтов Дельвиг был
одним из лучших знатоков народной лирической песни. Он сумел почувствовать и
передать многие особенности ее построения, атмосферы.
В 1825 году Дельвиг начинает издавать один из лучших произведений
пушкинского времени "Северные цветы", где участвовали Пушкин, В. А.
Жуковский, И. А. Крылов, и другие.
Постоянно тяжело болевший он скончался после нескольких дней
простудной болезни. Смерть Дельвига стала потрясением для всего его окружения,
более всего для Пушкина.