русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как
оценивает творчество Пушкина Белинский: "Это был... не только великий
русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех
веков, гений европейский, слава всемирная. " Литературное наследие Пушкина
очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских поэтах, творчество
которых вдохновляло его, а сами они одобрили Пушкина "приветливым
вниманием "Современники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали, что в поэзии их
счастье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем
назначении.
Положение поэта в современной ему действительности было очень
сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а царских превозносили,
потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении
"Эхо" Пушкин пишет, обращаясь к поэту:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на
все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
Тебе ж нет отзыва...
Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет
сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в
сердцах других.
Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех.
Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении
"Порок". О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной
жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает
превращение:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
Моих ушей коснулся он.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый, и лукавый.
И жало мудрыя змеи...
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.
Что произошло после "прикосновения шестикрылого серафима"
к поэту? У поэта появилась острота зрения: Отверзлись вещие зеницы, Как у
испуганной орлицы.
Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Поэт стал мудрым:
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь "угль,
пылающий огнем". Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о
чём писать, для кого писать, с какой целью писать:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился...
"Шестикрылый серафим" изменил в нём всё: зрение, слух,
сердце, но он не сделал ещё из него поэта:
Как труп в пустыне я лежал...
Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит,
все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово
будет жечь сердца людей:
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань пророк и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. "
Таким образом, в стихотворении "ПРОРОК" поэт выразил свои
мысли о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В
его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является
носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин
говорит в стихотворении "ПОЭТ":
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
В стихотворении "ПОЭТ", откуда взяты эти строки,
содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в
"забавы мира". Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и
сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство.
Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои
мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его
пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли
ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:
Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли, не сын небес...
Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении "ПОЭТ И
ТОЛПА"!
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки...
Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал
бессмертные вещи, а о нем писали- "совершенное падение". Ничего
другого не оставалось Александру Сергеевичу, как провозгласить в стихотворении
"ПОЭТУ":
Поэт, не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег:
Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
И только перед самой смертью, в "Памятнике" Пушкин с
гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его "не зарастет
народная тропа". Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на
бессмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он
обладал.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал...
Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой
другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем
искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин говорит о более серьезной
заслуге: "... чувства добрые я лирой пробуждал... ". "Чувства
добрые" - это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о
свободе: "В мой жестокий век восславил я свободу". Народ задавлен и
порабощен. Стихотворение "Памятник" оканчивается четверостишием,
отражающим взгляд поэта на искусство. Искусство, по мнению поэта, - нечто
независимое от земных интересов:
Веленью божию, о муза будь послушна,
Обиды не страшись, не требуя венца:
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин
полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя.
Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объединяет
одна тема - тема поэта и поэзии. Поэзия - очень мудрое, трудное дело, оно
непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт - это не порок,
которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не
понимает обычный человек. Назначение поэзии "глаголом жечь сердца
людей", то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое
общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им
правду, справедливость, любовь.