русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Композиционная сложность романа неразрывна связана с психологической
сложностью образа главного героя.
Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа
выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в
соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу
нашел композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно
приближается к герою.
Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя.
В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек
искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не
только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных
типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его
молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в
рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный,
таинственный.
Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ -
один из важнейших в романе, ибо этот человеческий тип очень характерен для
России первой половины минувшего века. В условиях вечной войны формировался
новый тип "русского кавказца" - чаще всего это были люди, подобные
Ермолову, превыше всего ставящие закон силы и власти, и их подчиненные -
добрые, искренние и нерассуждающие воины. Такой тип и воплощен в образе Максима
Максимыча.
Кавказ называли "теплой Сибирью", куда в действующую армию
ссылали неугодных - в частности и многих декабристов. На Кавказ ехали и молодые
люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в
экзотическую страну чудес, в край свободы...
Эти черты Кавказа так или иначе сродни Печорину: в нем есть нечто от
черкеса (его безумная скачка на коне по горам без дороги после первом свидания
с Верой!) ; он естествен в кругу княжны Лиговской. Единственный человек с кем у
Печорина нет ничего общего, это Максим Максимыч. Лапши разных поколений, разных
эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и Печорин абсолютно чужды друг
другу. Потому и запомнился Максиму Максимычу его давний подчиненный, что так и
не смог он понять, разгадать его. В рассказе Максима Максимыча Печорин
предстает романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших
событий в его жизни; тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с
Бэлой - лишь эпизод в ряду других. Даже при случайной встрече, когда Максим
Максимыч готов кинуться ему в объятия, Печорину не о чем с ним говорить:
вспоминать Бэлу болезненно, рассказать старому приятелю нечего... "Мне
пора Максим Максимыч. " Итак, из новеллы "Бэла" (кстати,
написанной позже других) мы узнаем о существовании некоего Печорина - героя
романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему,
едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего бросился отбивать ее у
Казбича (ведь разлюбил!) ; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему
засмеялся когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти
вопросы остаются без ответа; в Печорине - 'все тайна, поведение героя читатель
волен объяснять в меру собственного воображения. В главе "Максим
Максимыч" завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает
давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И таинственному герою
"кавказской новеллы" придаются какие-то живые черты, его воздушный и
загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не
просто описывает Печорина он дает психологический портрет. Он человек того же
поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав
от Печорина о томящей его скуке: "... жизнь моя становится пустее день ото
дня... ", то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне
естественные: "Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что
есть, вероятно, и такие, которые говорят правду... " И поэтому для
офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить
в трое: и "разврат столичной жизни", и "бури душевные", и
"некоторую скрытность", и "нервическую слабость". Так,
загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным
человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие
закономерности.
И все же загадка не исчезает, "странности" остаются.
Повествователь отметит глаза Печорин "они не смеялись, когда он
смеялся! " В них рассказчик попытается угадать "признак - или злого
нрава, или глубокой посмеянной грусти"; и поразится их блеску: "то
был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный"; и
поежится от "проницательного и тяжелого" взгляда... Именно поэтому
так рад путешественник, заполучив записки Печорина: "Я схватил бумаги и
поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся. " Написанное от
лица повествователя предисловие к "Журналу Печорина" объясняет его
интерес к этой личности. Он говорит о бесконечной важности изучения
"истории души человеческой", о необходимости понять истинные причины
побуждений, поступков, всего характера человек "... и может быть, они
найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли... " Все это
предисловие подтверждает духовную близость повествователя и кроя, их
принадлежность к одному поколению и одному человеческому типу: вспомните,
например, рассуждения рассказчика о "коварной неискренности истинного
друга", оборачивающейся "неизъяснимой ненавистью, сгорая, таясь под
личиной дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб
разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и
сожалений". Как близки эти слова горьким мыслям самого Печорина о нынешней
дружбе, как объясняют они его убеждение "я к дружбе не способен"!
Мнение рассказчика о Печорине выражено однозначно: "Мой ответ
заглавие этой книги". Это же и объяснение его напряженного интереса к
герою: перед нами не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи.
Герой времени - это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой
эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты,
все достоинства и недостатки его времени. В предисловии к роману Лермонтов
полемически заявляет: "Герой нашего времени, милостивые государи мои,
точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков
всего нашего поколения, в полном их развитии. " Но свой роман "едких
истин" он создает не для того, чтобы бичевать пороки: он подносит обществу
зеркало, чтобы люди увидели себя, взглянули- в собственное лицо, постарались
понять себя самих. Это и есть главная задача лермонтовского романа Как бы ни
был близок Печорин рассказчику, полностью понять его он не может. Для полного,
глубокого понимания Печорин должен сам сказать о себе. И две трети романа
составляет его исповедь.
Мы много говорили об исповедальном характере лермонтовской лирики:
это одна из главных черт его творчества. Именно поэтому так важно, что Печорин,
ни в коей мере не являясь автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая
шутка! " - говорится в предисловии о подобном толковании) , все же часто
бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает
особое ощущение общности беды и вины автора и его героя. Как и в
"Думе", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяя его вину и
судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью
размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые
высоты духа.
Композиция "Журнала Печорина" очень своеобразна. Это как
бы "роман в романе". Первая новелла "Тамань" - единый
рассказ о происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы
всего "журнала": стремление Печорина к активным действиям;
"любопытство", толкающее его ставить "эксперименты" над
собой и окружающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его безрассудная
храбрость и романтическое мироощущение. И главное! - стремление понять, что
движет людьми; выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
"Княжна Мери построена из дневниковых записей - это почти
ежедневная летопись жизни Печорина. И причем он не интересуется "общими
вопросами". Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о
поступках.