русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Этот великий русский поэт навсегда останется юношей в памяти
бесчисленных благодарных читателей. Пушкин, по преданию, назвал его мальчиком,
который пойдет далеко. "Он характером был моложе, чем следовало по
летам", вспоминал о поэте современник. А между тем Михаилу Юрьевичу
Лермонтову (1814 1841) в день последней дуэли было уже двадцать шесть лет. В
этом весьма зрелом для героической эпохи возрасте русские мужчины достигали
иногда генеральских эполет, становились героями наполеоновских и кавказских
войн, государственными мужами и вождями антиправительственного заговора,
знаменитыми поэтами и уж во всяком случае отцами семейства. А Лермонтов так и
остался вечным, не очень добрым мальчиком русской литературы.
Даже последняя гибельная дуэль его кажется случайностью и
ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде
школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической бабушкой
Елизаветой Алексеевной Арсеньевой любим трудного гениального ребенка российской
словесности, с детских лет приросли к нему болеющей, неравнодушной душой. Ибо
видим, как юный поэт одинок, несчастлив и беззащитен, что он весь был борьба. И
знаем, что никто другой в России не мог написать удивительные, прочувствованные
строки тоски и веры:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В судьбе каждого великого писателя есть некая тайна, вещие нелепости
и совпадения, странные опасности, ловушки и предзнаменования. Лермонтов не
случайно написал рассказ "Фаталист", интересовался разного рода
предсказаниями, приметами (вспомним падение Грушницкого перед дуэлью) и
физиогномическими гаданиями Лафатера. Он появился на свет в богатой, но несчастной,
распавшейся, неблагополучной дворянской семье, где упрямый дед его, тоже
Михаил, отравился назло нелюбимой властной жене прямо за новогодним столом (а
та имела жестокость сказать о муже и отце любимой дочери: "Собаке собачья
смерть", не ведая, что эти жуткие слова потом скажет царь об ее убитом
внуке) , рос без изгнанного из дома отца и рано умершей матери, и уже при
рождении мальчика акушерка неожиданно предрекла, что он не умрет своей смертью.
Говоря о поэте, знавший его Гоголь нашел верные слова -
"какая-то несчастная звезда". Тень неудачи, предвестницы трагедии,
всегда омрачала короткую жизнь Лермонтова. Норовистая лошадь разбила
бесшабашному юнкеру ногу, сделав его похожим на хромого лорда Байрона. Он
проигрывал во всех играх и состязаниях, даже в катании пасхальных яиц, и лишь
неудачное падение ловкого француза Баранта в решающем выпаде спасло раненого
поэта на первой дуэли. В кровавой резне при речке Валерик Лермонтов и
разжалованный декабрист Лихарев неспешно прогуливались под огнем, споря о Канте
и Гегеле, и чеченская пуля сразила декабриста, как бы предупреждая поэта, но
тот понесся верхом прямо на завалы и вещего свиста смерти не услышал. Перед
последней кавказской ссылкой Лермонтов отправился к знаменитой гадалке А. Ф.
Кирхгоф, и та сказала: в Петербурге ему вообще не бывать, не бывать и отставки
от службы, а что ожидает его другая отставка, "после коей уж ни о чем
просить не станешь". На перекрестке кавказских дорог беспечный поручик сам
решил погадать, еще раз пошутить с судьбой, подбросил полтинник, и вышло ему
ехать в Пятигорск. Убил его там на дуэли отставной кавалерист, который, по
некоторым данным, не умел стрелять из пистолета. Поэт, так любивший и
понимавший Восток и Кавказ, умер на перекрестке мировых дорог и великих
культур, похоронен на границе между Западом и Востоком (в Тарханы гроб отвезли
позднее) , и отпевали его католический патер, лютеранский пастор и православный
священник, причем последний оказался трусливым и корыстолюбивым. И всегда
Лермонтов упрямо шел навстречу любой опасности, скандалу, ненужной ссоре, играл
со смертью, торопил судьбу, спешил жить и творить.
В истории русской классической литературы Лермонтов так же
трагически одинок, стоит особняком, вдали от тогдашних поэтических школ,
кружков и течений. Этого великого поэта трудно назвать профессиональным
литератором уже хотя бы потому, что он спокойно брал и использовал в своей
поэзии чужие строки и образы. Его заметил и оценил Пушкин, приветствовали
Жуковский, И. И. Козлов, А. С. Хомяков, Е. П. Ростопчина, Белинский, Гоголь,
славянофилы, но Лермонтов не вошел ни в один из литературных кружков. Поэт
назвал себя "неловким дебютантом" в литературе и совсем не походил на
писателя. Гений и прекрасное образование не могли заменить ему требовательную
среду творческого общения, советы единомышленников и друзей, нападки врагов,
печатание в альманахах и журналах, продуманное собирание своей поэтической
книги. Это тем более бросается в глаза, что вся тогдашняя словесность
исторически вышла, в сущности, из одной школы - русского романтизма, родилась
во взаимных уроках, кружковых обсуждениях, журнальных и салонных спорах, что и
было отмечено Белинским в "пушкинском" цикле статей.
Но в конце тридцатых годов романтизм был уже на излете, и поэтому
приход в литературу романтика Лермонтова, к тому же поэта явно
непрофессионального и откровенно подражавшего многим кумирам прежних лет (от
безнадежно устаревших Шиллера и Байрона до Дениса Давыдова) , выглядел как
явление незаконное и в чем-то запоздалое. Критика забыла даже, что у Лермонтова
были такие разные, но несомненные предшественники, как Грибоедов и Д. В.
Веневитинов, и что он спокойно переписывал Байрона и Гейне. Однако явление это
оказалось настолько самобытным и мощным, что Лермонтов сам стал целой
литературной школой, с которой мы и сегодня должны считаться. Ибо есть уходящий
романтизм, есть нарождающийся реализм, есть межеумочная, но необходимая
"натуральная школа" - и рядом с ними великий писатель Лермонтов,
который не равен ни одному из этих близких, родственных ему явлений. И здесь загадочный
юноша совершил, казалось бы, невозможное: своей личной волей продлил жизнь
романтизма и одновременно создал произведения огромной реалистической силы и
глубины, возродил русский роман ("Герой нашего времени") и драму
("Маскарад") , заставил уставших от романтических поэм читателей
выучить наизусть "Демона" и "Мцыри". Прав был критик В. П.
Боткин, с изумлением и восторгом писавший Белинскому: "Титанические силы
были в душе этого человека! " Ключевое слово здесь - "человек".
Кто же был этот странный юноша, неведомый избранник? Ведь он стал таковым
совершенно сознательно, знал цену своего рокового избранничества:
Что без страданий жизнь поэта?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
Что и говорить, цена была им заплачена большая, и дело не только в
ранней гибели. И все же есть большая разница между школьным мифом о бунтаре
Лермонтове и реальным человеком, носившим эту старинную дворянскую фамилию.
Наше лермонтоведение досконально изучило и документально описало историю
правительственных гонений и светской травли, которым поэт, безусловно,
подвергался с юных лет (см. полезный свод этих данных в известной книге Э. Г.
Герштейн) . Но навряд ли стоит видеть в короткой, стремительной жизни Лермонтова
одну сплошную трагедию, цепь страданий, вечные козни высшего общества,
репрессии императора и его жандармов. Жизнь эта стремительна, явно богата
впечатлениями, событиями, встречами, любовью, творчеством, молодостью, славой,
мальчишеской шаловливостью, невероятной жаждой всех радостей бытия; светлая ее
сторона перевешивает темную. Иногда кажется даже, что судьба Лермонтова была
счастливой, пусть счастье это и было коротким, погибельным. После дуэли с
Барантом поэт сам попросился на Кавказ, и Белинский удивлялся беззаботному
изгнаннику: "Душа его жаждет впечатлений и жизни".