русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15) . 10.1814 в Москве,
умер 15(27) . 7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле
1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817) , урожденной Арсеньевой, единственной
дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы
Алексеевны Арсеньевой (1773–1845) , принадлежавшей к богатому и влиятельному
роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с
Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из
своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.
Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик
рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери поэта бабушка,
женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама
занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве
Лермонтова [драмы "Menschen und Leidenschaften” ("Люди и страсти” , 1830) и
"Странный человек” (1831) , а также посвященные памяти отца стихотворения
"Ужасная судьба отца и сына” (1831) и "Эпитафия” (1832) ], прямо или косвенно
отразились в нем и родовые предания.
Род Лермонтовых – основатель шотландский офицер Георг (Юрий)
Лермонт, 17 в., – согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному
шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.) , прозванному
"Learmonth” ("шотландские мотивы в "Желании” – "Зачем я не птица, не ворон
степной” , 1831) .
Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской
губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер – француз,
бонна – немка, позднее преподаватель – англичанин) , с детства свободно владел
французским и немецким языками. Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том
числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах.
Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от
кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве
("Кавказ” , 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..” , 1832) . В 1827
семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л. зачисляется полупансионером в 4–ый
класс Московского университетского благородного пансиона, где получает
систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим
чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и
поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А. З. Зиновьев,
А. Ф. Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С. Е. Раич, руководивший
пансионским литературным кружком. В стихах Л. 1828–30 есть следы воздействия
"итальянской школы” Раича и воспринятой через нее поэзии К. Н. Батюшкого,
однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.
С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально – в интерпретации Пушкина) , а
также на литературно–философскую программу любомудров в "Московском вестнике” .
В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества
поэта. В 1828–29 он пишет поэмы "Корсар” , "Преступник” , "Олег” , "Два брата”
.
В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали
недовольство Николая I (посетившего пансион весной) , и по указу Сената он был
преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется "по прошению” и проводит
лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель – начало мая – июль
1830) ; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на
нравственно–политическое отделение Московского университета. К этому времени
относится первое сильное юношеское увлечение поэта – Екатериной Александровной
Сушковой (1812–1868) , с которой он познакомился у своей приятельницы А. М.
Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл” 1830 ["К Сушковой” , "Нищий” ,
"Стансы” ("Взгляни, как мой спокоен взор...” ) , "Ночь” , "Подражание Байрону”
("У ног твоих не забывал...” ) , "Я не люблю тебя: страстей...” и др. ].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и
кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой (1813–1875) , дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова; стихи т. н. ивановского цикла ["Н. Ф. И... вой” , "Н.
Ф. И.” , "Романс к И...” , "К*” ("Я не унижусь пред тобою...” ) и др. ]
отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и
т.п. ; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме "Странный человек” .
Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830–х гг.
была Варвара Александровна Лопухина (1815–1851) , в замужестве Бахметева,
сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым
сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А. П. Шан–Гирея,
Лермонтов "едва ли не сохранил... его до самой смерти своей” . Лопухина была
адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К. Л.” ("У ног других не
забывал...” , 1831) , "Она негордой красотою...” , 1832, и др. ], так и поздних
произведений: "Валерик” , посвящение к VI редакции "Демона” ; образе проходит в
стихотворениях "Нет, не тебя так пылко я люблю” , в "Княгине Лиговской” (Вера)
и др.
В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов
оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль–начало августа)
, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в
ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два "страшных года” в закрытом военном учебном заведении,
где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для
творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в
обсценных т.е. юнкерских поэмах – "Петергофский праздник” , "Уланша” ,
"Гошпиталь” – все 1834) . Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен
корнетом в лейб–гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834) ; в этом же году
выходит поэма "Хаджи Абрек” [не считая раннего стихотворения "Весна” ], поэт
отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад” , работает над поэмами
"Сашка” , "Боярин Орша” , начинает роман "Княгиня Лиговская” . Он получает
возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих
контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьевым, И. И.
Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С. А. Раевским, что
способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам
национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в
1837 пострадавший за распространение "Смерти Поэта” ) , был полностью посвящен
в процесс работы над романом "Княгиня Лиговская” (1836; не окончен; опубликован
в 1882) , одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося
романа поэта с Сушковой.
В 1835–1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с
Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает его
стихотворение "Смерть Поэта” (1837; опубликовано в 1858) , написанное сразу же
после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого
скорбью о гибели национального гения и негодованием против его врагов.
Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову
широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его
верхушку – "новую аристократию” ("надменные потомки/ Известной подлостью
прославленных отцов” ) , не имеющую за собой опоры в национальной исторической
и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии,
сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк
стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как
"воззвание к революции” . 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось
политическое дело о "непозволительных стихах” . Под арестом поэт пишет
несколько стихотворений: "Сосед” ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед” ) ,
"Узник” , положивших начало блестящему "циклу” его "тюремной лирики” :
"Соседка” , "Пленный рыцарь” (оба – 1840) и др.