Главная | RSSВторник, 2024-12-24, 6:12 PM

Помощь ;)

Реклама
Меню сайта
Категории раздела
связи с общественностью [1]
Public relations
деловой протокол [4]
этикет и деловой протокол
конфликтология [6]
конфликтология
литература [115]
русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Статистика


Каталог рефератов

Главная » Файлы » гуманитарные дисциплины » литература

Лермонтов Михаил Юрьевич
[ Скачать с сервера (11.7 Kb) ] 2010-02-16, 0:35 AM

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15) . 10.1814 в Москве, умер 15(27) . 7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.

Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817) , урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773–1845) , принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова [драмы "Menschen und Leidenschaften” ("Люди и страсти” , 1830) и "Странный человек” (1831) , а также посвященные памяти отца стихотворения "Ужасная судьба отца и сына” (1831) и "Эпитафия” (1832) ], прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания.

Род Лермонтовых – основатель шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт, 17 в., – согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.) , прозванному "Learmonth” ("шотландские мотивы в "Желании” – "Зачем я не птица, не ворон степной” , 1831) .

Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер – француз, бонна – немка, позднее преподаватель – англичанин) , с детства свободно владел французским и немецким языками. Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ” , 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..” , 1832) . В 1827 семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л. зачисляется полупансионером в 4–ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А. З. Зиновьев, А. Ф. Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С. Е. Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Л. 1828–30 есть следы воздействия "итальянской школы” Раича и воспринятой через нее поэзии К. Н. Батюшкого, однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально – в интерпретации Пушкина) , а также на литературно–философскую программу любомудров в "Московском вестнике” . В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества поэта. В 1828–29 он пишет поэмы "Корсар” , "Преступник” , "Олег” , "Два брата” .

В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали недовольство Николая I (посетившего пансион весной) , и по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется "по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель – начало мая – июль 1830) ; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно–политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта – Екатериной Александровной Сушковой (1812–1868) , с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл” 1830 ["К Сушковой” , "Нищий” , "Стансы” ("Взгляни, как мой спокоен взор...” ) , "Ночь” , "Подражание Байрону” ("У ног твоих не забывал...” ) , "Я не люблю тебя: страстей...” и др. ]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой (1813–1875) , дочери драматурга Ф. Ф. Иванова; стихи т. н. ивановского цикла ["Н. Ф. И... вой” , "Н. Ф. И.” , "Романс к И...” , "К*” ("Я не унижусь пред тобою...” ) и др. ] отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и т.п. ; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме "Странный человек” . Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830–х гг. была Варвара Александровна Лопухина (1815–1851) , в замужестве Бахметева, сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А. П. Шан–Гирея, Лермонтов "едва ли не сохранил... его до самой смерти своей” . Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К. Л.” ("У ног других не забывал...” , 1831) , "Она негордой красотою...” , 1832, и др. ], так и поздних произведений: "Валерик” , посвящение к VI редакции "Демона” ; образе проходит в стихотворениях "Нет, не тебя так пылко я люблю” , в "Княгине Лиговской” (Вера) и др.

В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль–начало августа) , надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два "страшных года” в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в обсценных т.е. юнкерских поэмах – "Петергофский праздник” , "Уланша” , "Гошпиталь” – все 1834) . Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб–гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834) ; в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек” [не считая раннего стихотворения "Весна” ], поэт отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад” , работает над поэмами "Сашка” , "Боярин Орша” , начинает роман "Княгиня Лиговская” . Он получает возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьевым, И. И. Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С. А. Раевским, что способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837 пострадавший за распространение "Смерти Поэта” ) , был полностью посвящен в процесс работы над романом "Княгиня Лиговская” (1836; не окончен; опубликован в 1882) , одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося романа поэта с Сушковой.

В 1835–1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта” (1837; опубликовано в 1858) , написанное сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием против его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его верхушку – "новую аристократию” ("надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов” ) , не имеющую за собой опоры в национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как "воззвание к революции” . 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах” . Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: "Сосед” ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед” ) , "Узник” , положивших начало блестящему "циклу” его "тюремной лирики” : "Соседка” , "Пленный рыцарь” (оба – 1840) и др. 

Категория: литература | Добавил: admin | Теги: литература, Лермонтов, творчество, жизнеописание
Просмотров: 1058 | Загрузок: 76 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Падение в невесомость
Вот и готово - контрольные, курсовые, дипломные на заказ


Copyright pomoch © 2024
Сайт создан в системе uCoz