русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти
Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его
знаменитое стихотворение "Смерть поэта” . Но писал Лермонтов уже многие годы.
Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Он не был с
ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о
том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было
стихотворение "Бородино” . В стихотворении "Бородино” рассказ о войне доверен
старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на
войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи солдата ("Постой-ка, брат мусью” )
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой
лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени
всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к
серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность
людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: "Уж мы пойдем
ломить стеною...” . Основная мысль стихотворения выражается в словах: "Да, были
люди в наше время, не то, что нынешнее племя...” . В этих словах жалоба на
настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести.
Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не
откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении,
которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для
лирики Лермонтов свойственны двойственность в восприятие мира, такая же,
которую он показал в своем романе "Герой нашего времени” . В душе Лермонтов был
свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. "В уме
своем я создал мир иной...” . Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов.
За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество
философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о
природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя
охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и
печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все
поколение ("Дума” ) . "Дума” - поэтическая исповедь, чистосердечная и
печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом
четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную
ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое
обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие
его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом” . Он говорит о
декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о
том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни
прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения,
современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается
стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
"Дума” - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той
интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать
ничего не могла.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение "Выхожу
один я на дорогу” . В нем проявилось исключительное мастерство поэта в
изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы,
которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается
риторическими вопросами: "Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?
Жалею ли о чем? " Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в
общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до
умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его
светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это
контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтов явно
просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром
углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и
с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: "Я поэт другой
эпохи” .