русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
"Любовь это жизнь, это главное От нее разворачиваются и стихи,
и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, все
остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце работает, оно не
может не проявляться в этом во всем. "
(Из письма Маяковского к Л. Брик 5 февраля, 1923 г.)
Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два понятия
несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на
ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется
желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за
последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих
по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я
узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится как поэт.
Настоящим откровением для меня стала любовная лирика
Маяковского.
О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие
поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Человек", "Люблю", "Про это". Мне кажется, что
именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего
созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к
многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: "... поэт
не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы"
(М. В. В. Соч. в 2-х т.
М., 1988 - Т. II - с. 725) ; "меланхолическая нудь"
("О поэтах") , или: "Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на
арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...
" ("Приказ N 2 Армии Искусств") . Думается, что в этих и
подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это
выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных
отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне
кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к
искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными являются
размышления:
"Эта тема придет, прикажет:
"Истина"
Эта тема придет, велит:
-"Красота"...
(из поэмы "Про это")
"Даже если, от крови качающихся, как Бахус, пьяный бой идет
слова любви и тогда не ветхи"
("Флейта-позвоночник")
И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная
лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между
поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания
подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения. Разрешение этой
задачи я начала, конечно, с изучения личной жизни В. В. Маяковского.
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные
увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи
оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии.
Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне
Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой,
ставшей одним из прототипов Марии "Облака в штанах".
Итак, Лилия Юрьевна Брик. Ее отношения с Маяковским начались с
посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая, а закончились тем, что
он назвал ее имя в посмертной записке.
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми,
многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же,
показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка! "
Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением
"Лиличке" только в 1934 году.
Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:
"... Кроме моря любви твоей, мне нету моря,
а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.
"
Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он узнал
родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала во Францию и стала
знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой писателя-коммуниста Луи Арагона.
Это она ввела Маяковского в семью Бриков. (Забегая вперед, хочу заметить, что
именно в доме Эльзы Триоле произошло знакомство Маяковского с Татьяной
Яковлевой) . Итак, знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на
даче в подмосковной Малаховке. Поразительно, что Маяковский, увидев Лилю,
мгновенно переключился с тогда еще незамужней Эльзы на ее уже замужнюю сестру.
И все это творилось в присутствии законного супруга.
Трудно отказаться от мысли, что и сам Брик способствовал сближению
Лили и Маяковского - ведь на почве ревности у супругов не возникло ни единой
ссоры. Да и вообще они практически не ссорились.
Маяковский оказался поначалу находкой для обоих.
"Интеллектуальный" брак Бриков приобрел некую завершенность. Появился
как бы "человек-ребенок", который мог расти и развиваться на их
глазах.
Эстетически Маяковский интересовал обоих супругов, но философски -
только Осипа. Они стали наседками" Маяковского, и в этом смысле их можно
считать его родителями. Но роль обоих в большей степени олицетворял Осип
Максимович. Лили Юрьевна, пожалуй, не вполне справилась бы с ролью
матери-наставницы, если бы "собственный ребенок" не влюбился в нее по
уши...
Лили Юрьевна, несомненно, восхищалась Маяковским как поэтом
огромного дарования, как незаурядной личностью, как человеком с широкой душой.
Притом на ее восхищение Маяковским накладывалось восхищение поэтом Осипа
Максимовича.
Тем не менее, рождение любви, по-видимому, не произошло.
Юноши мечтают о поклонницах и путешествиях, - Маяковский немало
ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши грезят
любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так любить.
Но юноши еще верят, что и они могут внушать такую любовь. А вот этого в жизни
Владимира Владимировича, пожалуй, не было. Этим он был обделен в юношеском и
зрелом возрасте.
А какая боль и горечь неразделенной любви в строках поэта:
"Значит опять темно и понуро Сердце возьму, слезами окапав, нести, как
собака, которая в конуру несет перерезанную поездом лапу".
Не знаю почему, но у меня сложилось такое впечатление, что
Маяковский был одиноким человеком. Его не всегда понимали мать и сестра. У него
не было друзей, которым он мог бы открыть свою душу.
Наконец, его по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в
том числе.
На старости лет в минуту какой-то особой откровенности, Лили Юрьевна
призналась поэту Андрею Вознесенскому: "Я любила заниматься любовью с
Осей. Мы тогда запирали Володю на кузне. Он рвался, хотел к нам, царапался в
дверь и плакал. " "После такого признания, 0 писал Вознесенский, - я
полгода не мог приходить к ней в дом. Она казалась мне монстром. Но Маяковский
любил такую, с хлыстом. Значит она святая... " Когда я прочла эти
воспоминания, обнажившие очень личную сторону взаимоотношений Брик и
Маяковского, мне на память пришли строки из поэмы
"Флейта-позвоночник"
"... А я вместо этого до утра раннего в ужасе,
что тебя любить увели,
метался и крики в строчки выгранивал,
уже наполовину сумасшедший ювелир.
В карты б играть!
В вино выполоскать горло сердцу изоханному.
Не надо тебя!
Не хочу!
Все равно Я знаю,
Я скоро сдохну. "
Теперь, сопоставляя факты из жизни поэта и эти строки, становится
совершенно ясным, что личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по
себе, они тесно связаны, переплетены, одна переходит в другую. Поэзия делается
из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.