русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Лирика "серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет
"серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие
поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи "серебряного” века - это музыка слов. В этих
стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту
поставленной точки. Все продуманно, четко и... музыкально.
В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это
и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти
направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но
сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до
совершенства.
Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм
напрочь отказался от старых литературных традиций, "старого языка” , "старых
слов” , провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло
буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась
самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например,
стихотворение В. Хлебникова "Перевертень” :
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал а норов худ и дух ворона лап...
Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что
каждая строчка читается и слева направо, и справа налево.
Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь
слова "смех” родилось целое стихотворение "Заклятие смехом” :
Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли
в язык общества. Футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала
даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они
зазвучали, как прекрасная музыка. Борис Пастернак "Метель” :
В посаде, куда ни одна, нога
Не ступала, лишь ворожей да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега, -
Постой, в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна
Дохлестнулся обрывок шальной шлеи...
Я не привожу это стихотворение полностью, но уже с первых строк
слышна песня метели. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла
метель... Пастернак начинал как футурист. Талант Пастернака и владение формой -
школа футуризма, дали потрясающий результата: необыкновенно красивые,
музыкальные стихи.
Обратимся теперь к символистам. Символизм провозглашал не только
культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо
легко и естественно слить в поэтическом символе, как "в летнее утро реки воды
гармонично слиты солнечным светом” . Это и происходит в стихах К. Бальмонта,
похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение
"Камыши” :
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.
В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за
этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между нами горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжит блуждающий свет...
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожжет, засосет.
"Кого? Для чего?” - камыши говорят.
Зачем огоньки между нами горят?
Разговор камышей, мигание мелькание огоньков, трясина, сырость,
запах тины - все создает ощущение таинственности, загадки. И в то же время от
строк
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник...
И вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
Веет дыханием смертельной тоски.
Так рождается таинственная, жутковато-притягательная музыка
стихотворения...
Еще одно стихотворение Бальмонта, очень красивое и символичное - это
"Я мечтою ловил уходящие тени...” постоянное повторение слов в каждых двух
строчках создает как бы переливающийся, журчащий ритм:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
В повторении слов "и дрожали ступени, и дрожали ступени” , "тем
ясней рисовались, тем ясней рисовались” , "вокруг раздавались, вокруг меня
раздавались” и т.д. употребляются звуки "р” и "л” , за счет чего стихотворение
получается похожим на журчащие переливы ручья. Это что касается языка. Что же
касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек
идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели:
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертания вдали...
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор...
Он оставляет позади прожитые годы - "уходящие тени погасшего дня” ,
уснувшую Землю, но цель его все еще далека:
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Но он верит, что достигнет заветной мечты. Он узнал, "как ловить
уходящие тени... потускневшего дня” , т.е. как не зря проживать время,
отведенное ему в этом мире и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей мечте.
Еще одно стихотворение Бальмонта я хотела бы привести. Это красивое
посвящение любви "Черкешенки”
Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивой плакучей
Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий...
Я тебя сравнивать хотел бы с той индусской баядерой,
Что сейчас-сейчас заплачет, чувства меря звездной мерой.
Я тебя сравнить хотел бы... Но игра сравнений темна,
Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна.
Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и
Анне Ахматовой. Акмеизм - стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал
отражение реальности легкими и емкими словами. Сам Гумилев очень критически
относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием. Гумилев, как
известно, много путешествовал по Африке, Турции, востоку. Впечатления от
путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах
звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы
войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке - это "Жираф” и "Озеро
Чад” .