русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Основным направлением в литературе XVIII в.
стал классицизм (от лат. classicus — образцовый) . Этот стиль развился в
результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного
мира и эпохи Возрождения. Художник, по мысли основоположников классицизма,
постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не
конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во
временном, идеальное в реальном. Если это герой — то без недостатков, если
персонаж сатирический — то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения
"высокого” и "низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией)
устанавливались границы, которые не нарушались.
Русский классицизм придавал особое значение
"высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем
жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П.
Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только
восхвалять царей, но и как бы "учить” их. Русские трагедии, как правило,
писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной
истории.
С 70-х годов XVIII в. в литературе
возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра
принадлежит Н. М. Карамзину (повесть "Бедная Лиза” , "Письма русского
путешественника” ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала
новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в
действительность, изображал ее более правдиво.
Давая характеристику писателю или поэту,
нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или
иному направлению. У каждого художника — своя уникальная судьба...
Антиох Камтемир (1708—1744)
Русский писатель Антиох Кантемир был
младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего
в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как
автор научных трудов ("Описание Молдавии” , "История возвышения и упадка
Оттоманской империи” и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских
императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии.
Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды
на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал "злонравных” дворян и
церковников. В этом жанре им было написано девять произведений ("На хулящих
учение” , "На зависть и гордость дворян злонравных...” , "О воспитании” , "На
человеческие злонравия вообще...” и др.) . 1 января 1732 г. А. Кантемир был
назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его
литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга
Фонтенеля "Разговор о множестве миров” была при Елизавете Петровне запрещена
как "противная вере и нравственности” . А. Кантемир написал также
религиозно-философское произведение "Письма о природе и человеке” . Умер он
молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском
греческом монастыре.
В. К. Тредиаковский (1703—1768)
Поэт и филолог Василий Кириллович
Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в
Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию,
позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и
философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных
людей своего времени и первым русским академиком. В том же году за счет своего
покровителя, князя А. Б. Куракина, издал первое печатное произведение— "Езда в
остров любви” , перевод старинной книги французского автора. Были там и стихи
самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знаменитым, модным поэтом. В
1733 г. В. К. Тредиаковскому поручено было в Академии наук "вычищать язык
русской пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него
потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно
с прочими... переводить с французского на русский язык все, что ему дается” .
По-разному относились к нему современники: одних он удивлял своей
образованностью, знанием латинского, французского, итальянского языков,
красноречием, других поражал лакейством придворного поэта, способного на грубую
лесть и самоунижение. При поднесении императрице Анне Иоанновне своих од Тредиаковский
должен был ползти на коленях от самых дверей залы до трона... Поведение
Тредиаковского, в самом деле, не всегда отличалось благородством, но и власть в
эту пору не стеснялась собственной грубости и жестокости. Искренне преданный
русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и
блестящим знатоком теории европейской поэзии. В 40-х годах XVIII в., в
елизаветинское время, поэтическую пальму первенства отобрали у него М. В.
Ломоносов и А. П. Сумароков.
А. П. Сумароков (1718—1777)
Среди предков Александра Петровича
Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который
спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище
Орел. Его родной племянник — отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина
действительного статского советника и был по меркам того времени человеком
широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в "рыцарскую академию”
— Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской
словесности, что было даже организовано "общество” : в свободное время кадеты
читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся
французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до
императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из
наиболее зрелых произведений этой поры — поэтическое послание А. П. Сумарокова
к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали
трагедию А. П. Сумарокова "Хорев” . Герои ее — киевский князь Кий, его брат и
наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха,
боярин Сталверх. Все они — люди благородные, исполненные чувства долга.
Отрицательные персонажи — весь "подлый народ” . Хорев и Оснельда любят друг
друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии
влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно
формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета
Петровна узнала о постановке — и спектакль был повторен уже при императорском
дворе.