русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах
поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до
Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать
свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное,
стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся
по "социальному заказу” .
Маяковский всегда был там, где "нужно” . "Грозный смех” - так назвал
он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех
действительно был грозный.
А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от "разной дряни
и ерунды” . Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били
без промаха. "Поэт вылизывал чахоткины плевки” , - с гордостью скажет он себе
потом.
Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на
себя эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит.
Когда за дело берется гений, оживает и реклама ("Нигде, кроме как в
Моссельпроме” , "Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов
сосать до старости лет” . Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все
будет. А вот "Курить бросим - яд в папиросе” ) .
Маяковский с полным правом скажет потом: "Я себя смирял, становясь
на горло собственной песне” . Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде
всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с
читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.
В статье "Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что
только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он
высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя
с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. "Первый, купивший
книжку о рыжем Мотеле, - я” , - говорил он и считал эту стихотворную "Повесть о
рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать
Уткина, и в статье "Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже упомянут.
Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь
оставался правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова,
гениальными. Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже
в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.
Литературоведы стараются очистить поэта от "грехов молодости” , от
ниспровержения классиков. Очищать не стоит. Одно стихотворение Маяковского
"Юбилейное” , посвященное А. С. Пушкину, делает это лучше всех: Я люблю вас, но
живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже
бушевали. Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один
действительно жалею, что сегодня нету вас в живых.
Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Не
повторять того, что уже сделано, быть новым, неожиданным. В "Послании
пролетарским поэтам” он тревожится, как бы не остыл творческий поиск, как бы не
почили лирики на лаврах.
Он не строгий папаша, он товарищ, он понимает, что поэзия - дело
тяжелое.