русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) , русский поэт.
В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта,
воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир
Маяковский” , 1914, поэмы "Облако в штанах” , 1915; "Флейта-позвоночник” ,
1916; "Человек” 1916-17) . После 1917 сотворение социалистического мифа о
миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф” , 1918, поэмы "150000000” , 1921, "Владимир
Ильич Ленин” , 1924, "Хорошо!” , 1927) и трагически нарастающее ощущение его
порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся” , 1922, до пьесы "Баня” , 1929)
. В поэме "Во весь голос” (1930) утверждение искренности своего пути и надежда
быть понятым в "коммунистическом далеке” . Реформатор поэтического языка,
оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади
Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших
представителей авангардного искусства 1910-20-х гг.
Семья. Учеба. Революционная деятельность
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на
Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в
классической гимназии в Кутаиси (1901-06) , затем в 5-й московской гимназии
(1906-08) , откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование —
художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища
(1908) , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном
классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в
скандальных выступлениях футуристов) .
Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и
студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди
московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев
в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной
деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.
Маяковский и футуризм
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д.
Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов
"Гилея” (см. Футуризм) . С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в
диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными
объединениями художников-авангардистов "Бубновый валет” и "Союз молодежи” .
Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде
всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее "лесенкой” ) , которая
предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое
стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе
группы "Гилея” "Пощечина общественному вкусу” , где был помещен и манифест,
подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в
нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики,
необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.
Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и
формах нового искусства стала постановка в петербургском театре "Луна-парк” в
1913 его стихотворной трагедии "Владимир Маяковский” (опубликована в 1914) .
Декорации для нее писали художники из "Союза молодежи” П. Н. Филонов и И. С.
Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта,
страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем
своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать
и оценить приносимую им жертву.
"Творец в горящем гимне” . Поэзия 1910-х гг.
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под
названием "Я” , его стихи появляются на страницах футуристских альманахов
(1913-15) "Молоко кобылиц” , "Дохлая луна” , "Рыкающий Парнас” и др., начинают
печататься в периодике, издаются поэмы "Облако в штанах” (1915) ,
"Флейта-позвоночник” (1916) , "Война и мир” (1917) , сборник "Простое, как
мычание” (1916) . Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего
мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации,
традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и
Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически
сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, —
"любовь на скрипки ложите” , "ноктюрн... на флейте водосточных труб” и др.
Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством
("Арканом в небе поймали бога” ) , остается романтиком, одиноким, нежным,
страдающим, чувствующим ценность "мельчайшей пылинки живого” .
Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в
устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (ср. название его сборника "Для
голоса” , 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в
исковерканном цензурой виде) . Для восприятия на слух как нельзя лучше
подходили их короткие рубленые строки, "рваный” синтаксис, "разговорность” и
нарочито фамильярная ("панибратская” ) интонация: "... Вам ли, любящим баб да
блюда, жизнь отдавать в угоду?” . В сочетании с высоким ростом ("здоровенный, с
шагом саженьим” ) и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый
индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника
"безъязыкой улицы” в "адище города” , слова которого не могут быть красивы, они
— "судороги, слипшиеся комом” .
"Любовь — это сердце всего”
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное
место занимает любовная лирическая тема: "Любовь мою, как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог” . Любовь "вымучивает душу” страдающего,
одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла
центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его
возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности,
предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в "буржуазном”
обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация
окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что
"теперь не время любовных ляс” , поэт тем не менее сохраняет верность теме
(лирические стихотворения, поэма "Про это” , 1923) , которая достигает
трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского — в неоконченном
вступлении к поэме "Во весь голос” (1930) .
"Я хочу быть понят моей страной”
Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за
всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в
искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики
большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918
группу "Комфут” (коммунистический футуризм) , деятельно участвует в газете
"Искусство коммуны” , в 1923 создает "Левый фронт искусств” (ЛЕФ) , куда вошли
его единомышленники — писатели и художники, издает журналы "ЛЕФ” (1923-25) и
"Новый ЛЕФ” (1927-28) . Стремясь использовать все художественные средства для
поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет
злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов ("Окна РОСТА” ,
1918-21) . Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение
превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные
выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех "звонкой силе поэта”
, целиком отданной на службу интересам "атакующего класса” . Воплощением позиции
Маяковского этих лет стали его поэмы "150 000 000” (1921) , "Владимир Ильич
Ленин” (1924) , "Хорошо!” (1927) .
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия
политической и социальной реальности, вдохновлявшим его с отроческих лет высоким
идеалам революции, в соответствие с которыми он строил всю свою жизнь — от
одежды и походки до любви и творчества. Комедии "Клоп” (1928) и "Баня” (1929)
представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся
общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось.
Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего "бронзового”
советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших
поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.