Главная | RSSВторник, 2024-12-24, 3:56 AM

Помощь ;)

Реклама
Меню сайта
Категории раздела
связи с общественностью [1]
Public relations
деловой протокол [4]
этикет и деловой протокол
конфликтология [6]
конфликтология
литература [115]
русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Статистика


Каталог рефератов

Главная » Файлы » гуманитарные дисциплины » литература

Максим Горький
[ Скачать с сервера (9.8 Kb) ] 2010-02-16, 0:57 AM

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) , русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы” (т. 1-3,1898-99) , где носителями новой, "свободной” морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне” , 1902) , поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском” цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина” , 1910-11) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли” (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство” (1913-14) , "В людях” (1915-16) , "Мои университеты” (1922) . Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычев и другие” , 1932) , в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина” (т. 1-4,1925-36) . За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в т.ч. теории социалистического реализма) .

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века” ) и советской литературы.

Происхождение, образование, мировоззрение Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, "насытив” , по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни” ("Детство” ) .

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой” . Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик” в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...” — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба” .

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ” , странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В.  Гете до позитивизма Ж. М.  Гюйо, романтизма Дж.  Рескина и пессимизма А.  Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом” К. Маркса и "Историческими письмами” П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом” (письмо Горького В. В. Розанову, 1912) .

Ранний Горький (1892-1905) Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида) . Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения "А. М. Горький” и "Алексей Максимович Горький” контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ” , где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра” . В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство” (рассказ "Челкаш” ) . В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы” , имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна” и первая большая повесть "Фома Гордеев” . Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма” . Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию” , которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни” . Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком” и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со "сверхчеловеком” Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии) . В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание” и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание” , где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса "На дне” , в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне” с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — "Мещане” (1901) , "Дачники” (1904) , "Дети солнца” , "Варвары” (обе 1905) , "Враги” (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Между двух революций (1905-1917) После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия) . "Каприйский” период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького” (Д. В. Философов) , которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать” (1906; вторая редакция 1907) . Он создает повести "Городок Окуров” (1909) , "Детство” (1913-14) , "В людях” (1915-16) , цикл рассказов "По Руси” (1912-17) . Споры в критике вызвала повесть "Исповедь” (1908) , высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой” .

Категория: литература | Добавил: admin | Теги: жизнеописание, Максим Горький, литература, творчество
Просмотров: 1186 | Загрузок: 73 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Падение в невесомость
Вот и готово - контрольные, курсовые, дипломные на заказ


Copyright pomoch © 2024
Сайт создан в системе uCoz