русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков)
(1868-1936) , русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник
"Очерки и рассказы” (т. 1-3,1898-99) , где носителями новой, "свободной” морали
были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать”
(1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России.
Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне” ,
1902) , поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском” цикле
(роман "Жизнь Матвея Кожемякина” , 1910-11) — пассивность, косность уездной
русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической
книге "Несвоевременные мысли” (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый
В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные
последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство” (1913-14) , "В людях”
(1915-16) , "Мои университеты” (1922) . Литературные портреты, воспоминания.
Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычев и другие” , 1932)
, в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина” (т. 1-4,1925-36) . За
границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование
идейно-эстетических принципов советской литературы (в т.ч. теории
социалистического реализма) .
ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта
1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель,
публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа
19-20 столетий (т. н. "серебряного века” ) и советской литературы.
Происхождение, образование, мировоззрение Отец, Максим Савватиевич
Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров,
столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной
конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из
мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство
писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости
разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна
приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать,
"насытив” , по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни”
("Детство” ) .
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное
училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой” . Тяжелая
работа (посудник на пароходе, "мальчик” в магазине, ученик в иконописной
мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали
хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли,
чтобы не соглашаться...” — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого
Пешкова "Песнь старого дуба” .
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных
терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в
революционной пропаганде, "ходил в народ” , странствовал по Руси, общался с
босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения
и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж.
Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке
рядом с "Капиталом” К. Маркса и "Историческими письмами” П. Л. Лаврова стояли
книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и —
парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные
возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась
романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с
человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.
Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его
чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть
богоравным и как спокойно встать рядом с Богом” (письмо Горького В. В.
Розанову, 1912) .
Ранний Горький (1892-1905) Горький начинал как провинциальный
газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида) . Псевдоним М. Горький (письма
и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения "А. М.
Горький” и "Алексей Максимович Горький” контаминируют псевдоним с настоящим
именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ” , где был напечатан первый
рассказ "Макар Чудра” . В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался
в популярнейшем журнале "Русское богатство” (рассказ "Челкаш” ) . В 1898 в
Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы” , имевшая сенсационный успех. В 1899
появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна” и первая большая повесть "Фома
Гордеев” . Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с
популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о
Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный
принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального
смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего
интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение,
созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему
художественной типизации проблемой "идейного лиризма” . Его герои совмещали в
себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной
традиции, и особого рода "философию” , которой автор наделял героев по
собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни” . Критики в связи
с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного
отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком” и созданном им собирательном
лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца
19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со "сверхчеловеком” Ницше. Все
это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом,
чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз
подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание
почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и
Короленко вышли из Академии) . В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское
крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая
поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор
литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества
"Знание” и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание” , где
печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н.
Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса "На дне” , в огромной степени
обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском
художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М.
Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater
состоялось представление "На дне” с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие
пьесы Горького — "Мещане” (1901) , "Дачники” (1904) , "Дети солнца” , "Варвары”
(обе 1905) , "Враги” (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и
Европе.
Между двух революций (1905-1917) После поражения революции 1905-07
Горький эмигрировал на остров Капри (Италия) . "Каприйский” период творчества
заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького”
(Д. В. Философов) , которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и
идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать” (1906; вторая редакция
1907) . Он создает повести "Городок Окуров” (1909) , "Детство” (1913-14) , "В
людях” (1915-16) , цикл рассказов "По Руси” (1912-17) . Споры в критике вызвала
повесть "Исповедь” (1908) , высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые
прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А.
Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало
его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой” .