русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Обломов и Штольц- главные герои романа Гончарова
"Обломов". Они- люди одного класса, общества, времени. Казалось бы,
что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но,
читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты,
составляющие их личность.
Что же делает их различными? Чтобы ответить на этот вопрос,
проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как это
закладывает основы их характеров.
Штольц. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению
был немец. Мать-русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда
Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то
же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал
отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он
забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах". Мать учила его
литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц
сформировался сильным, умным юношей. Обломов. Родители его были дворянами.
Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Самое главное в их
жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, "какие
блюда будут в обед или ужин". После обеда следовал продолжительный сон.
Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его
отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали
получить справку, доказывающую то, что "Илья прошёл все науки и искусства".
Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу.
Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос забитым мальиком,
без образования, но добрым в душе. Теперь проанализируем их взгляды на жизнь.
Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой
чёрной работы. Для Обломова это было бремя. Он был барин, а это значит, что
труду он не должен уделять ни капли времени. Я не говорю даже о физическом
труде. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались.
О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в
существовании на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется(он до сих
пор не может заставить себя дочитать книгу "Путешествие в Африке",
даже страницы этой книги пожелтели) . Штольц ведёт деятельную жизнь. С того
момента, как он ушёл из дома, он живёт трудом. Благодаря труду, силе воли,
терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья
Обломова -полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: он спокойно спал
на диване и хорошо питался. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем
с хозяйством не было. Идеал счастья Штольца-жизнь в труде. Это у него есть. Он
много трудиться, жизнь его кипит действием. Но, несмотря на все имеющиеся между
ними различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые хорошие части
характера: честность, доброта, порядочность. Ещё можно рассказать о любви
Обломова к Ольге, если это, конечно, можно назвать любовью. Для достижения её
любви он стал читать, ездить по музеям, гулять. Но это изменение только
внешнее. Внутри Илья Ильич остаётся прежним Обломовым. Суть романа в том, что
бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу,
погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесёт счастье.