русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы
комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих
лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и
сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только
умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он
«чувствителен, и весел, и остер» . Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется
к «свободной жизни» и требует «службы делу, а не лицам» .
Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства
его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется
разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для
Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни
в ком «сочувствия живого» , и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний» .
«Мильон терзаний» и «горе» ! - вот что он пожал за все, что успел
посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места
врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила.
Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе- и наносит удар
всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в
преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей
распущенный Софьей слух о его сумасшествии.
Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет
спектакль на бале. Александр Андреевич точно «сам не свой» , начиная с монолога
«о французике из Бордо» , - и таким остается до конца пьесы. Впереди
пополняется только «мильон терзаний» .
Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его
«мильон терзаний» , он бы, конечно, сам сделал себе вопроc: «Зачем и за что
наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.
Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что
заглушает новую жизнь, «жизнь свободную. Он очень положителен в своих
требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже
начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку: просит дела, но не
хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал
«свободной жизни» определителен: это свобода от всех цепей рабства, которыми
оковано общество, а потом свобода - «вперить в науки ум, алчущий познаний» …
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были
деятели, около какого бы человеческого дела- будет ли то новая идея, шаг в
науке, в политике- на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных
мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя» , с одной стороны, и от жажды
стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед- с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться
когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.