русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было
бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов» .
(И. А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура
Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те
времена (1816-1824 гг.) , когда молодые люди типа Чацкого несли в общество
новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности,
свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит» . Свобода личности — вот
мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о
любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники
стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным» , мечтают «в науки
вперить ум, алчущий познаний» , жаждут «возвышенной любви, перед которой мир
целый… — прах и суета» . Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям» . Он
ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным,
угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить» , не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —
«умеренность и аккуратность» , их мечта — «забрать все книги бы да сжечь» .
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного
героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде,
показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.
Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить
привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя
больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный
здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что
же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,
но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей» .
Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная» , но в то же время
всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а
пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о
страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства.
Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам
потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,
долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он
человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу» , —
говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить
душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не
дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это
такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»
, — писал Пушкин в стихотворении «Признание» . Да, и Чацкий мог бы сказать о
себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и
придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать
герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист» , — писал Герцен. И он, конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает
тень Чацкого» . В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее
героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.