русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном
наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не
только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных
писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных
видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки
ценностей” , по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение
к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей
культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся
примат социальности в передвижничестве.
В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило
распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как
отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу
индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции
части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти” от сложностей жизни
в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в
своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных
направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи
модернистским течениям.
Понятие "модернизм” (фр. тое1егпе – современный) включало многие
явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по
сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого
времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются
"рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности
в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез,
опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия
с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью
искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи,
музыке, рождение нового сценического реализма.
Русская литература продолжала играть исключительно важную
роль в культурной жизни страны.
Направления, противостоящие реализму, начали складываться в
художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по
времени существования, так и по распространению и влиянию на
общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и
направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному
облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в
общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений
в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские
искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии.
"Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был
не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели,
подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу
литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы
"сверхчеловека” , свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.
Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим
идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева "Санин”
(1907) , который пользовался большой популярностью как самый "модный” роман.
Его герой издевался над теми, кто "готов пожертвовать жизнью ради конституции”
. С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что "всякий общественный подвиг
утратил привлекательность и красоту” . Писатели, подобные Арцыбашеву и
Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов,
гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.
СИМВОЛИЗМ
Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже
Х1Х и ХХ вв.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники
творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал
символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на
христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и
эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался
Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.
Художественным и публицистическим органом символистов был журнал
"Весы” (1904 – 1909) . "Для нас, представителей символизма, как
стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как
подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему
усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении
пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс,
всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам” .
Эти установки и определили борьбу символистов против демократической
литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в
стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как
художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и
эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского.
Символисты всячески стремились сделать "своими” Пушкина, Гоголя, названного
Вяч. Ивановым "испуганным соглядатаем жизни” , Лермонтова, который, по словам
того же Вяч. Иванова, первый затрепетал "предчувствием символа символов –
Вечной Женственности” в.
С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и
реализма. "В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают
мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе,
поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью,
властвуют над миром и проникают в его мистерии” '. Символисты стремятся
противопоставить разум и интуицию. "... Искусство есть постижение мира иными,
не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения
символистов "мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к
свободе'.
Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой.
Однако, наиболее характерна поэзия.
Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 –
1924) . Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его
отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу.
Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал
очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они
несут лишь стихию разрушения: Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать – я буду с вами! строить – нет!
(1905) Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к
научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко
ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым
культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую
революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных
писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они
сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как
направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей
продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека,
важные проблемы общественной жизни.
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться
в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953) .
Наиболее значительные его произведения той поры – повести "Деревня” (1910) и
"Суходол” (1911) .
1912 год стал началом нового революционного подъема в
общественно-политической жизни России.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и
др. – это группа "старших” символистов, которые явились зачинателями
направления. В начале 900-х годов выделилась группа "младших” символистов – А.
Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, 'А. Блок и др.
В основе платформы "младших” символистов лежит идеалистическая
философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной
Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – "...
создание вселенского духовного организма” , что художественное произведение это
– изображение предмета и явления "в свете будущего мира” , с чем связано
понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по
разъяснению А. Белого, "соединение вершин символизма как искусства с мистикой”
.
Признание, что существуют "миры иные” , что искусство должно
стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом,
три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского "О причинах
упадка и новых течениях современной русской литературы” . Это – "...
мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” .
Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты
утверждают, что действительность, реальность – это создание художника: Моя
мечта – и все пространства, И все чреды, Весь мир – одно мое убранство, Мои
следы (Ф. Сологуб) "Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой” , – призывает
К. Бальмонт. Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным.
Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч.
Иванова "Средь гор глухих” : И думал я: "О гений! Как сей рог, Петь песнь земли
ты должен, чтоб в сердцах Будить иную песнь. Блажен, кто слышит” .
. А из-за гор звучал ответный глас: "Природа – символ, как сей рог.
Она Звучит для отзвука. И отзвук – бог.
Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук” '.
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов
духа.
Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры,
абстрактной и иррациональной. Это "звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, "И
светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, "сухие пустыни позора” у А.
Белого и у него же: "День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”
. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус "Швея” .
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто
'.
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая
выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба: И два глубокие бокала Из
тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила,
лила, лила, качала Два темно-алые стекла.