русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве:
в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего
драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в
московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат) , нажил изрядный достаток;
поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал
помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части.
Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с
детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками,
хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и в
1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Но
карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство.
Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о
литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и
рассказы.
Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение.
Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий
драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно
разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.
Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались, ели, пили
и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная
вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле словно
существовало два разных, мало связанных, мало понятных друг для друга мира. Но
в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться.
Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не
столько государственное оно-то было! - сколько духовного и культурное единство
русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с развитием деловой
жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им государством.
Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных
споров, в разных учреждений получать разрешения на промысел и торговлю.
Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые сметливые стали
учить своих детей, начали приспосабливаться к «европеизированной» жизни. Но на
первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны
высших сословий.
Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования,
которые властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных
конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с
грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для
бедных: зависимых и угнетенных.
Его всероссийская известность началась со второй комедии - «Свои
люди сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей
после публикации в журнале «Московитянин» . Однако постановка ее были запрещена
по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать
лет.
Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты
драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным
общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных,
но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная
речь. И у каждой из них - не простой, заставляющий задуматься конец.
После того: как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была создана столь
безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных,
способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений.
Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности. Именно такие,
взывающие сочувствия герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись»
(1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене) и «Бедность не
порок» (1954) .
В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки
до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество.
Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его пьес. Действие
пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в
пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие
мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к
вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие жителей.
Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового,
еще неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на
переломе, на пороге новой исторической эпохи.
В 60 г. г. в творчестве Островского появляется и герой дворянин. Но
такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например, в
комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских
типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» -
двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица,
проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.
В последних произведениях Островского в центре событий все чаще
оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах
деятельного героя, «делового человека» , интересы и жизненные силы которого
слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего
творческого пути он написал драму «Богатые невесты» ю Но самая прославленная
пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, «девушки на выданье» -
«Бесприданница» (1878 г) В последние десятилетия жизни Островский создает
своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал
стихотворную комедию «Комик 17 столетия» о рождении первого русского театра. Но
гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - «Таланты и
поклонники» (1981) и «Без вины виноватые» (1983) . Здесь он показал как
заманчива и трудна жизнь актеров.
Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал
целый репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор
остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его
пьес.
Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении
Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких
извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих
сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало
затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать
коренную русскую речь.