русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Петербург... Город, к которому в своих произведениях
обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается
мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая
столица - сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов,
тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком
поглощён своими думами, мыслями, переживаниями.
Ему знаком только такой Петербург: "... духота, толкотня, всюду
извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому
петербуржцу".
Родион живёт в коморке, "которая походила более на шкаф, чем на
квартиру". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве.
Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота",
как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в
тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом
веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была
для него эта пышная картина... " Великолепная панорама Исаакиевского
собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи
бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город
этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника,
которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже
зеленоватым лицом и с припухшими веками". В пьянстве он пытается утопить
реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия.
В Петербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные
дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом
мрачном городе мелькнёт хоть "один луч света". В душе героя и
писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает
Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об
устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех
площадях".
Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные
слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и
аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и
весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевский писатель –гуманист, он протестует против существования
зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на
мгновенье "улица вдруг блеснёт". Фантастика, контрасты - вот
Петербург Достоевского.