русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
В драме Островского показан сложный, трагический процесс
раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются
падениями, здесь сказывается и живучесть морали "тёмного царства", и
шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь
звучит мотив народной песни -мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби
меня со полуночи... ") : "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель
мой? "; "Зачем ты моей погибели хочешь? "; "Ты меня
загубил! " Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него
идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня! " -восклицает она,
отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в
необычайной силе героини. А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них
внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и
Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма
почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же,
что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинством, как просто и искренне
говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как к равной) , и
стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. В первом явлении,
вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как
покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой.
"Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только
плачет да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед
нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с
живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом,
не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но
+ "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь
моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись! " Нет, она не чувствует себя рабой,
напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей больше
дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего? "Борис
говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В сцене
свидания Катерина ему завидует: "Ты вольный казак". Но, по сути дела,
кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне,
Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь! ". Борис
скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над
силами "тёмного царства". "Опять жить? Нет, нет, не надо...
нехорошо! " Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом
Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. "А поймают меня, да
воротят домой насильно... "Как страшно звучит здесь это слово -поймают,
словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней,
Катерина восклицает: "Ах, скорей, скорей! " Жажда освобождения
торжествует и над тёмными религиозными представлениями. Катерина проникается
убеждением в своём праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и
смертью. "Всё равно, что смерть придёт, что сама... а жить нельзя!
"-размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является
смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех!
Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... "Мысль о любви
сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова
Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах, -они
обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Прощай! " Так свободное
от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она
вырвалась из пут "тёмного царства" на волю.