русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Лирический герой Некрасова - почти всегда человек
надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый своим
несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он
постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать среди предшественников и
современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без
страха и упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного героя,
и в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики,
воплощенный то в собирательном образе Гражданина, призывающего Поэта: "на
благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего любить,
ненавидя...
Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется
время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в
пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 6О-х годов.
Прошло совсем немного времени после проведения демократических
реформ - и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в
исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути,
освобождение не состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне
звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только в возможности все разом
изменить: переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во
имя кого жил и боролся, - в самом НАРОДЕ: Некрасовский ГЕРОЙ не абстрактен, это
не воплощение вечных человеческих добродетелей - он меняется. в зависимости от
требований эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни
во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОЙ теперь, когда народ увиделся
Некрасову не только страдающим, но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим
собственное рабство?!
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел к
пониманию всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 60-е годы -
время особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все
вопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все - и духовное, и
социальное сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra
incognita - в демосе.
В лирике Некрасова в то время призывы к освобождению народа от
крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта
свобода, как он ее примет, как осознает. Посмотрите: его персонажи сейчас -
подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения.
Таковы и строители железной дороги ("Железная дорога", 1864 г.) ,
которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь
на строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,) : шли в столицу за
правдой и легко уходят, непущенные даже на порог "роскошных палат...
" Автор не только и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в чем
причина их долготерпения, где его предел и есть ли он: Где народ, там и стон...
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все,
что мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону, И духовно навеки
почил?.
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г.) Одним из
главных духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомните горестную
лермонтовскую "благодарность": "За жар души, растраченный в
пустыне"; вспомните его Пророка осмеянного, побиваемого каменьями за то,
что посмел провозглашать "любви и правды чистые ученья. Та же мука впустую
растраченного душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не услышанного
своим народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской
"Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо?
" Поэма "Кому на Руси жить хорошо? " занимает центральное место
в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем
тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все
волновавшие его проблемы; использованы высшие его художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы.
Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее
прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то
есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски
"счастливцев" на Руси увели его из современности к истокам: поэт
стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму
философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого
философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть
будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы,
построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе
мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в
единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от
рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ
"народного заступника" Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей
на волю.
Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел композиционное и
художественное решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает
воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, - говорил он, - о том, что не
успеваю дописать "Кому на Руси... " Теперь я вижу, что это такая
вещь, которая только целиком будет иметь свое значение. " Авторская задача
определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики
произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и
образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В
"Кому на Руси жить хорошо? " в той или иной степени
"задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина,
сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои
особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои
художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной
литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает,
народ слушает.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо?
" Поэма "Кому на Руси жить хорошо? " занимает центральное место
в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем
тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;
заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие его
художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы.
Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее
прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам", то
есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски
"счастливцев" на Руси увели его из современности к истокам: поэт
стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму
философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого
философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть
будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы,
построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе
мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в
единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от
рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ
"народного заступника" Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей
на волю.
Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все
своеобразие поэтики произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам.
Поэмуо народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Обратите
внимание: в "Кому на Руси жить хорошо? " в той или иной степени
"задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина,
сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои
особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои
художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной
литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ
слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто принципиально иное -
общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой природе
устного народного творчества.
Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже
проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не
только к интеллигенции (основная часть читателей ХIХ века) , но и к народу. Обе
эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?
" И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.
Изустное творчество не знает понятия "канонический текст": каждый
слушатель становится соавтором произведения, по-своему пересказывая его. К
такому активному сотворчеству автора и читателя и стремился Некрасов. Именно
поэтому его поэма написана "свободным языком, максимально приближенным к
простонародной речи. "Стих поэмы исследователи называют "гениальной
находкой" Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость
от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка,
сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания,
элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) ;
искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и
выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные
рассуждения самодура-помещика, красочные народные сцены, полные жизни и
движения, множество характерных лиц и фигур... - все это создает неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора,
а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей".