русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе
отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения,
и эта способность осталась у него на всю жизнь.
Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический
герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был
путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей
и страданий.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности
"Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической
тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью
чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для
поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться
человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока
спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном,
земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить
в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские
площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения
"Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта.
Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из
"жолтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в
тишине", идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные
спины" угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто
работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок
так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не
только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:
"И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели".
И от этого страдания лирического героя усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее
развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь
- это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты,
человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их
лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А
"под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины, раздавленной
колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую
претерпевает женский образ в лирике Блока, - от возвышенной Прекрасной Дамы до
существа, уничтоженного "страшным миром".
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в
стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики",
"испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные
лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить
лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И
лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он
пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни.
Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед
ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит
"берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но
стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей
мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине") .
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении
"Я пригвожден к трактирной стойке". Его "душа глухая... пьяным
пьяна... пьяным пьяна... ". Лирический герой живет с чувством гибели,
смертельной усталости:
Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое - на тройке
В сребристый дым унесено...
"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического
героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в
жизни. Об этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить? Куда идти?
"Наказанье ли ждет или награда? " Вот вопросы, которые пытается
решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада - это тот мир
красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но
лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома
переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего
мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не
слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь
возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то,
чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И
поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и
сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире.
Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как
герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это
священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет
трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную
жертву во имя новой жизни и новой России.