русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в
семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях
понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава "судьи праведного” .
Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет,
что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.
Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов.
Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в
Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и
распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.
Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и
импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему
казалось, эта истина была в народе.
Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в
Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных
сходок в Петровской академии.
Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему
разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он
переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради
чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в
деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и
выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне
стал "бесповоротно подозрительным.
С ярлыком "политически неблагонадежен” Короленко отправили в город
Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о
наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющемся за свою
жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно, то
о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.
В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они
приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В
результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской
губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал – за попытку к
бегству) Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и
близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и
нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.
Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе.
Недаром, что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать
или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал
террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и
совести.
В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть, ему
представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и
раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего
этого.
Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление,
строгое подчинение каким-то принципам и т.д.
Как мне кажется, в своем рассказе "Чудная” (1880) он как бы
представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её
принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее
принципиальности: "Сломать ее можно… ну а согнуть – сам, чай, видел: не гнуться
такие” .
За годы скитания по тюрьмам и ссылкам, давшие сюжеты самым сильным,
"сибирским” , рассказам, писатель встречал разных людей: убийцы, и жертвы часто
менялись ролями в зависимости от обстоятельств.
Убийство и пролитие крови – темы волновавшая многих писателей XIX
века и рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о "стройном
порядке в мире” , но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы,
человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко.
Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она
расшатывает убеждения. Неизменная расположенность к людям снискала ему доверие
якутских жителей и тамошних ссыльных.
Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель
неосознанна до конца, – вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна
смерти.
Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или
виденного им самим, и в их центре – не покорившийся человек.
Словами "Человек создан для счастья, как птица для полета в рассказе
парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек – часть
огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые
аресты и казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский
темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам.
Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в
последние годы жизни он занялся большим трудом "История моего современника” ,
где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.
Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его
несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия "литература” и "борьба”
для Короленко были едины, как понятия "человек” и "гражданин” . Они являли
собой органическое и естественное воплощение его самого.