Главная | RSSПятница, 2025-07-04, 1:52 AM

Помощь ;)

Реклама
Меню сайта
Категории раздела
связи с общественностью [1]
Public relations
деловой протокол [4]
этикет и деловой протокол
конфликтология [6]
конфликтология
литература [115]
русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Статистика


Каталог рефератов

Главная » Файлы » гуманитарные дисциплины » литература

В. Хлебников
[ Скачать с сервера (9.2 Kb) ] 2010-02-14, 0:43 AM

Хлебников, Велимир (Виктор Владимирович) [28. Х(9. ХI) . 1885, Малодербетовский улус б. Астраханской губ. ] – поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье учёного- естественника, орнитолога и лесовода[1]. С 1903 г. – студент Казанского, в 1908-1911 гг. - Петербургского университета (не окончил) . В Петербурге посещал литературные "среды” в "башне” Вяч. Иванова и "Академию стиха” при журнале "Аполлон” . С поздним символизмом Хлебникова сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору. Однако не смотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма” , Хлебников был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на природу Слова (языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлечённом слове закодированные” вечные сущности” и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к” первозданной ясности прошлого” . Философско-эстетическая ориентация Хлебников была принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по соц. заряду 1905 г.:” Мы бросились в будущее…от 1905 г. ". Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, напряжённо размышляя над ходом истории, Хлебников предпринял утопическую попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего человечества[2]. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластично и циклично повторяющегося в своём круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в "научно предсказуемое” будущее. Хлебников подходит к данному вопросу как учёный-исследователь, но, будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему наряду с другим его постоянным героем своей поэзии – Словом, языком. Слово в его философско-поэтической системе переставало быть только средством передачи его культурной традиции в её смысловых и эстетических значениях, а становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время, зафиксированное Словом и превращённое в пространственный фрагмент, осуществлялось искомое философское единство” пространства-времени” . Единство, допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, поддающееся активному регулированию по воле речетворца. Создавалась внешне логически-ясная концепция преодоления физического времени как пространства за счет реставрации (в прошлом) и реконструкции (в настоящем и будущем) слов-вещей и пересоздания на этой основе всей застывшей в пространстве и времени системы узаконенных художественных форм и социальных институтов. Открывалась как бы единая "книга бытия", книга Природы – утопическая мечта Хлебникова поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою жизнь.

Искания Хлебникова вполне согласовывались с общим путем устремленного в будущее футуризма, относившего смыслы, в противовес символистским, потусторонним отвлеченностям, к чувственным данностям. Это происходило и в живописи, также искавшей единство "пространства – времени” и насыщавшей пространственную изобразительность "четвертым измерением” , т.е. временем. Не случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим первой публикации поэта (Искушение грешника // Весна. – 1908. - № 10) , и сближения с группой поэтов и художников (Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, М. Матюшин) Хлебников становится "невидимой” , но главной "осью вращения” футуризма.

В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов – "будетлян” в придуманной Хлебниковым славянской огласке – "Садок судей” . Позже к ним присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В. Маяковский. Другой сборник "будетлян” "Пощечина общественному вкусу” (1912) почти наполовину состоял из произведений Хлебникова: поэма "И и Э” , "Гонимый – кем, почем я знаю?..” , знаменитые "экспериментальные” "Кузнечик” и "Бобэоби пелись губы…” . На последней странице сборника была напечатана исчисленная поэтом таблица с датами великих исторических потрясений. Последней датой был 1917 г. [3] (ср. с порожденным Хлебниковым пророчеством в поэме В. Маяковского "Облако в штанах” : "…в терновом венке революции грядет шестнадцатый год” ) . Подобные расчеты Хлебников, называвший себя "художником числа вечной головы вселенной” , проводил постоянно, проверяя свою теорию кругового Времени и стараясь "разумно обосновать право на провидение” (см. его кн.: "Учитель и ученик” , 1912; "Битвы 1915 – 1917 гг. Новое учение о войне” , 1915; "Время мера мира” , 1916; "Доски судьбы” , 1922; статьи "Спор о первенстве” и "Закон поколений” , 1914. Некоторые идеи Хлебникова о "жизненных ритмах” подтверждаются современной хронобиологией) .

В 10 гг. выходят книги Хлебникова "Ряв!” , "Творения 1906 – 1908” , "Изборник стихов. 1907 – 1914” , получают развитие разработанные им ранее "первобытные” славяно-языческие утопии: "Змей поезда” , 1910; "Лесная дева” , 1911; "И и Э” , 1912; "Шаман и Венера” , "Вила и леший” , 1912; "Дети Выдры” , 1913; "Труба марсиан” , 1916; "Лебедия будущего” , 1918. В них поэтически формулировалась мечта Хлебникова о всесветном единении "творян” и "изобретателей” (их антиподы "дворяне” и "приобретатели” ) в лоне единой и всевременной матери – Природы, одухотворенной человеческим трудом. Хлебников предлагал: "Исчислить каждый труд ударами сердца – денежной единицей будущего, коей равно богат каждый живущий” (V, 157) . (Раскрытие важной для Хлебникова темы труда см.: "Мы, Труд, Первый и прочее и прочая …” , "Ладомир” и др.) Верховным представителем "творян” , по мысли Хлебникова, является поэт, а искусство становится проектом жизни (идея жизнестроительного искусства) . Поэтические утопии и жизненное поведение поэта сливаются: начинаются пожизненные странствия Хлебникова по России как выражение особого "внебытового” существования творца.

К 1917 г. понимание искусства как программы жизни трансформируется в обобщенно анархическую утопию о мессианской роли поэтов – тайновидцев и пророков, которые вместе с другими деятелями культуры должны создать международное общество Председателей Земного Шара из 317 членов (317 – одно из выведенных Хлебниковым "магических” чисел Времени) . "Председатели” призваны осуществлять программу мировой гармонии в "надгосударстве звезды” ("Воззвание Председателей Земного Шара” , 1917) .

Одновременно с созданием "первобытных” и космо–мифологических утопий Хлебников выступает и как мятежный автор антибуржуазных и антитехнократических гротескных пророчеств о "бунте вещей” , которых, по мнению поэта, неизбежен в урбанизированном будущем, если его распорядителем станет сообщество "приобретателей” и "дворян” (поэма "Журавль” , 1909; пьеса "Маркиза Дэзес” , 1909 – 1911, и др.).

Категория: литература | Добавил: admin | Теги: биография, Жизнеописание, хлебников, литература, творчество
Просмотров: 1107 | Загрузок: 69 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Падение в невесомость
Вот и готово - контрольные, курсовые, дипломные на заказ


Copyright pomoch © 2025
Сайт создан в системе uCoz