русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Хлебников, Велимир (Виктор Владимирович) [28. Х(9. ХI) . 1885,
Малодербетовский улус б. Астраханской губ. ] – поэт, ведущий теоретик
футуризма. Родился в семье учёного- естественника, орнитолога и лесовода[1]. С
1903 г. – студент Казанского, в 1908-1911 гг. - Петербургского университета (не
окончил) . В Петербурге посещал литературные "среды” в "башне” Вяч. Иванова и
"Академию стиха” при журнале "Аполлон” . С поздним символизмом Хлебникова
сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору.
Однако не смотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма”
, Хлебников был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся
акмеизму. Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на природу Слова
(языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлечённом слове
закодированные” вечные сущности” и перемещали современность в контекст
предшествующей культуры, уводили настоящее к” первозданной ясности прошлого” .
Философско-эстетическая ориентация Хлебников была принципиально иной. Поэт
отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по соц. заряду 1905
г.:” Мы бросились в будущее…от 1905 г. ". Остро переживая позорное поражение на
Востоке и удушение первой русской революции, напряжённо размышляя над ходом
истории, Хлебников предпринял утопическую попытку найти некие универсальные
числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего
человечества[2]. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись
лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластично и циклично
повторяющегося в своём круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым
частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в
"научно предсказуемое” будущее. Хлебников подходит к данному вопросу как
учёный-исследователь, но, будучи поэтом по своей природной сути, он постигает
Время сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою
главную и пожизненную тему наряду с другим его постоянным героем своей поэзии –
Словом, языком. Слово в его философско-поэтической системе переставало быть
только средством передачи его культурной традиции в её смысловых и эстетических
значениях, а становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью,
вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время,
зафиксированное Словом и превращённое в пространственный фрагмент,
осуществлялось искомое философское единство” пространства-времени” . Единство,
допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, поддающееся
активному регулированию по воле речетворца. Создавалась внешне логически-ясная
концепция преодоления физического времени как пространства за счет реставрации
(в прошлом) и реконструкции (в настоящем и будущем) слов-вещей и пересоздания
на этой основе всей застывшей в пространстве и времени системы узаконенных
художественных форм и социальных институтов. Открывалась как бы единая
"книга бытия", книга Природы – утопическая мечта Хлебникова поэтическому
воплощению которой он посвятил всю свою жизнь.
Искания Хлебникова вполне согласовывались с общим путем
устремленного в будущее футуризма, относившего смыслы, в противовес
символистским, потусторонним отвлеченностям, к чувственным данностям. Это
происходило и в живописи, также искавшей единство "пространства – времени” и
насыщавшей пространственную изобразительность "четвертым измерением” , т.е.
временем. Не случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим
первой публикации поэта (Искушение грешника // Весна. – 1908. - № 10) , и
сближения с группой поэтов и художников (Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, М. Матюшин)
Хлебников становится "невидимой” , но главной "осью вращения” футуризма.
В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов – "будетлян” в
придуманной Хлебниковым славянской огласке – "Садок судей” . Позже к ним
присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В. Маяковский. Другой сборник
"будетлян” "Пощечина общественному вкусу” (1912) почти наполовину состоял из
произведений Хлебникова: поэма "И и Э” , "Гонимый – кем, почем я знаю?..” ,
знаменитые "экспериментальные” "Кузнечик” и "Бобэоби пелись губы…” . На
последней странице сборника была напечатана исчисленная поэтом таблица с датами
великих исторических потрясений. Последней датой был 1917 г. [3] (ср. с
порожденным Хлебниковым пророчеством в поэме В. Маяковского "Облако в штанах” :
"…в терновом венке революции грядет шестнадцатый год” ) . Подобные расчеты
Хлебников, называвший себя "художником числа вечной головы вселенной” ,
проводил постоянно, проверяя свою теорию кругового Времени и стараясь "разумно
обосновать право на провидение” (см. его кн.: "Учитель и ученик” , 1912; "Битвы
1915 – 1917 гг. Новое учение о войне” , 1915; "Время мера мира” , 1916; "Доски
судьбы” , 1922; статьи "Спор о первенстве” и "Закон поколений” , 1914.
Некоторые идеи Хлебникова о "жизненных ритмах” подтверждаются современной
хронобиологией) .
В 10 гг. выходят книги Хлебникова "Ряв!” , "Творения 1906 – 1908” ,
"Изборник стихов. 1907 – 1914” , получают развитие разработанные им ранее
"первобытные” славяно-языческие утопии: "Змей поезда” , 1910; "Лесная дева” ,
1911; "И и Э” , 1912; "Шаман и Венера” , "Вила и леший” , 1912; "Дети Выдры” ,
1913; "Труба марсиан” , 1916; "Лебедия будущего” , 1918. В них поэтически
формулировалась мечта Хлебникова о всесветном единении "творян” и
"изобретателей” (их антиподы "дворяне” и "приобретатели” ) в лоне единой и
всевременной матери – Природы, одухотворенной человеческим трудом. Хлебников
предлагал: "Исчислить каждый труд ударами сердца – денежной единицей будущего,
коей равно богат каждый живущий” (V, 157) . (Раскрытие важной для Хлебникова
темы труда см.: "Мы, Труд, Первый и прочее и прочая …” , "Ладомир” и др.)
Верховным представителем "творян” , по мысли Хлебникова, является поэт, а искусство
становится проектом жизни (идея жизнестроительного искусства) . Поэтические
утопии и жизненное поведение поэта сливаются: начинаются пожизненные странствия
Хлебникова по России как выражение особого "внебытового” существования творца.
К 1917 г. понимание искусства как программы жизни трансформируется в
обобщенно анархическую утопию о мессианской роли поэтов – тайновидцев и
пророков, которые вместе с другими деятелями культуры должны создать
международное общество Председателей Земного Шара из 317 членов (317 – одно из
выведенных Хлебниковым "магических” чисел Времени) . "Председатели” призваны
осуществлять программу мировой гармонии в "надгосударстве звезды” ("Воззвание
Председателей Земного Шара” , 1917) .
Одновременно с созданием "первобытных” и космо–мифологических утопий
Хлебников выступает и как мятежный автор антибуржуазных и антитехнократических
гротескных пророчеств о "бунте вещей” , которых, по мнению поэта, неизбежен в
урбанизированном будущем, если его распорядителем станет сообщество
"приобретателей” и "дворян” (поэма "Журавль” , 1909; пьеса "Маркиза Дэзес” ,
1909 – 1911, и др.).