русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 г. в Духов
день — 16 мая. Отец — А. М. Кириенко-Волошин, по происхождению из запорожских
казаков, — после рождения сына оставил семью и вскоре умер. Воспитанием ребёнка
занималась мать — Елена Оттобальдовна.
Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей,
домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил
многое наизусть из русской классики. Учась в гимназии и университете, переводил
из Гейне, Ленау, Фрейлиграта. На его развитие влияли и французские писатели,
особенно Верлен и Малларме. Позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной.
С детства он бредит стихами и даже "молится о том, чтобы стать поэтом” . В
ранних поэтических опытах заметно подражание Брюсову.
Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от
родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность. Ничему путному,
как ему казалось, он в гимназии не научился, равно как и в Московском
университете, куда поступил в 1897 г. на юридический факультет.
В 1899 г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих
беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете, Волошин всё же
покинул Москву. В 1901 г. он переехал в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне
и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием.
В той среде, которая окружала его в Париже, увлекались средневековой
и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на особый,
данный свыше путь для духовных исканий оказались чрезвычайно близкими Волошину.
Сам он прошёл через краткое увлечение социализмом, был масоном, изучал буддизм
(в Париже познакомился с одним из тибетских лам) , а затем антропософию.
Противник всякого насилия над личностью — религиозного или политического, —
искатель тайных связей между минувшим и настоящим, Волошин блуждал от одного
учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный.
Окончательно "выплавить свой дух” Волошину всё же суждено было не в Париже,
а в Киммерии — так вслед за древними греками он называл восточную часть Крыма,
когда-то населённую племенами киммерийцев. Здесь, в Коктебеле, где Волошин
впервые побывал в 1893 г., он начал спустя десять лет строить по собственным
чертежам дом, названный им впоследствии Домом Поэта. Сюда Волошин приезжал в
1907 г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой —
Маргаритой Сабашниковой.
Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916 г., чтобы поселиться уже
навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил революцию,
Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать,
мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу:
Чтоб в годы лжи, паденья и разрух В уединеньи выплавить свой дух И
выстрадать великое познанье.
"Дом поэта”
Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в
мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни, Волошин после
Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о
спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей,
которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к
красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип
Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем
матери Марии. В стихотворении "Дом поэта” (1926 г.) Волошин, вспоминая о
Гражданской войне, писал:
В те дни мой дом — слепой и запустелый —
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер —
Фанатики непримиримых вер —
Искали здесь под кровлею поэта
Убежища, защиты и совета.
В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто
политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Волошин верил,
что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: "Я не сам
ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” .
В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его
мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не
меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался
осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек
зрения.
Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим
легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и
дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему прочему, у поэта
попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после
пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он
так полностью и не оправился.
В своём завещании Максимилиан Волошин просил похоронить его на горе,
с которой открывался вид на Коктебельскую бухту. После его смерти, которая
произошла 11 августа 1932 г., воля поэта была исполнена.
Лики творчества.
В гимназии Волошин учился без особого интереса, зато уже со школьных
лет с увлечением занялся переводами и сочинением собственных стихов. Осенью
1895 г. впервые в печати появилось его стихотворение — "Над могилой В. К.
Виноградова” (в память умершего директора феодосийской гимназии) . Попав в
Ташкент, юный Волошин печатал в газете "Русский Туркестан” не только стихи, но
и свои первые статьи о литературе и о заграничных впечатлениях. Поселившись во
Франции, он публиковал в русских газетах и журналах заметки, посвящённые
парижской литературной и художественной жизни. Стремясь познакомить русскую
публику с дорогой его сердцу французской культурой, Волошин посвятил ей более
половины статей, написанных им за всю жизнь. В то же время, живя во Франции, он
писал во французские газеты о событиях, происходивших в России.
За границей и во время приездов на родину Волошин сблизился с
символистами — К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Вяч. Ивановым. Брюсов высоко
ценил его как поэта, "любящего стих и слово” . Стихи Волошина печатались в
символистских журналах "Весы” и "Золотое руно” . В статье "Леонид Андреев и
Фёдор Соллогуб” (1907 г.) он писал: "Быть символистом — значит в обыденном
явлении жизни провидеть вечное…” . Именно это "вечное” — проявление "в
обыденном” каких-то внеземных законов, стоящих над человеком и человечеством, —
всегда искал сам Волошин.
Интересы его были на удивление разносторонни: астрономия, геология,
биология. Но в первую очередь Волошина влекло искусство. И не только поэзия.
Ещё в 1902 г. он начал писать маслом, а в середине 10-х гг. — акварелью. Из
опубликованных им статей 69 посвящены живописи, скульптуре и графике, 34 —
театру, 11 — танцу. Волошин работал над книгой "Дух готики” (1913 — 1914 гг.) ,
писал брошюру "О Репине” (1913 г.) , в которой выступил против излишнего
натурализма в искусстве; собирал материалы для биографии В. И. Сурикова.
В 10-х гг. Волошин написал ряд статей, которые печатались в газетах
под общей рубрикой "Лики творчества” . Создавая в своих статьях "цельный лик
художника” , он не только анализировал произведения, но глубоко проникал в душу
поэта. Голос, лицо, даже одежда и обстановка комнаты, по мнению Волошина, могут
порой сказать об авторе не меньше, чем его сочинения. Правда, Волошин
признавал, что иногда творил "легенду о поэте” , которая не обязательно
совпадала с реальными фактами. Но, как всякие легенды, они были не случайны, не
произвольны; они помогали понять то, что не объяснимо никакими фактами или
строгим анализом.
В 1910 г. в Москве вышел первый поэтический сборник Максимилиана
Волошина, неброско названный "Стихотворения. 1900-1910” . Автор включил в него
уже печатавшиеся в периодических изданиях стихи — и ранние и более поздние.
Большинство их написано под влиянием современных французских поэтов, у которых
Волошин учился чеканности формы, точности эпитетов, ясности поэтических
образов, умению зримо рисовать окружающий мир.