русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Главный источник наших знаний о древней
Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается
несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов,
начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое
летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: "
Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17
веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного
состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть
временных лет ") и местными (" Новгородские летописи ") .
Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Первым начал изучать летописи В. Н.
Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую ", он
обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых
памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно " Повесть
временных лет ", занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь
~, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя
по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя
в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода
при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась
мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла " Повесть временных
лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий
крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и
А. Шлепцер представляли себе " Повесть временных лет ", как создание
одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно
новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и
такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл
путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию
дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем
первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А.
Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века
и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников,
а историческое произведение со своей собственной политической позицией,
продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с
историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей
источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в
воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к
изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать ворпос
о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной
действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания
внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А.
Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы
относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу
А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской
летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная
с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале
нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях "
Повести ". Результаты его исследований изложены в работах "
Разыскания о древнейших русских летописных сводах " (1908 год.) и "
Повесть временных лет " (1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили
метрополию самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан
Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А.
Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного
материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе
которой в 1050 г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073 г. монах
Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод,
составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события
происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) . На основании первого
Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами
греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "
Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113 году
монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая редакция - игуменом
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в
том же монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А. А.
Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг
возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал
историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское
государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных
притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою
политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства.
Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века.
Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное
столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со
своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в
1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще
больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что
в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись
устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл
послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что "
Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси " были
записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под
влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в
монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~
летам ~. В созданный около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил
большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на
Царьград. Благодаря этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую
направленность.