русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в
высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович,
вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII
века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом,
знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал
причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена
уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы
Блока прошли сначала в петербургском "ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич
Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета) , затем,
после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича
Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении
Шахматове.
В либеральной и "народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались
литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и
многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь
занималась переводами научных и художественных произведений. "Список ее трудов
громаден” , — вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически
занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем
непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас
дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако
серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением
юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского,
падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический
факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на
славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно
закончит его в 1906 году) .
Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее
проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от
последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во
времени произведение, как отражение пройденного поэтом "пути” . На эту ее
особенность указывал и сам Блок.
Повторимся, что в 1910—1911 годах, подготавливая к изданию свое
первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное
деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918—1921) , хотя
внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома
включают в себя 18 лирических циклов ("стран души” , по выражению поэта) . В
предисловии к первому изданию "Собрания стихотворений” Блок подчеркивал
единство своего замысла: "Каждое стихотворение необходимо для
образования главы (т.е. цикла. — Ред.) ; из нескольких глав
составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю
трилогию я могу назвать "романом в стихах” ...” А через несколько месяцев в
письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и
содержание каждой из книг трилогии: "... таков мой путь, теперь, когда
он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — "трилогия
вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый
болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, "возмездию* и... — к рождению человека
"общественного” , художника, мужественно глядящего в лицо миру..,) ” .
В первый том (1898—1903) вошли три цикла. Первый из них — "Ante
lucem” ("До света” ) — как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая
настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к
жизни. На одном полюсе — мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими
неестественными для девятнадцатилетнего юноши: "Я стар душой. Какой-то жребий
черный — // Мой долгий путь” . Или: "Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей
не отдаю” . Зато на другом — тяга к жизни, приятие ее:
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне,
— и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:
Но к пели близится поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой...
Центральный цикл первого тома — "Стихи о Прекрасной Даме” . Это и
есть то "мгновение слишком яркого света” , о котором Блок писал А. Белому. В
этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д.
Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко
ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной
Женственности, которая может примирить "землю” и "небо” и спасти находящийся на
грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у
поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта
через любовь к женщине.
Соловьевские идеи "двоемирия” , сочетание материального и духовного
воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини.
С одной стороны, это вполне реальная, "земная” женщина. "Она стройна и
высока, // Всегда надменна и сурова” . Герой видит ее "каждый день издалека” .
С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ "Девы” , "Зари” ,
"Величавой Вечной жены” , "Святой” . "Ясной” , "Непостижимой” ... То же можно
сказать и о герое цикла. "Я и молод, и свеж, и влюблен” , — вполне
"земная” самохарактеристика. А далее он же "безрадостный и темный инок” или
"отрок” , зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро
использует эпитеты, такие, например, как "призрачные” , "неведомые тени”
или "неведомые звуки” , "надежды нездешние” или "нездешние видения” , "красота
неизреченная” , "непостижимая тайна” , "грусть несказанных намеков” и т.п.
Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический
мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа
фабулы — противопоставление "земного” (лирический герой) "небесному” (Прекрасная
Дама) и в то же время стремление к их соединению, "встрече” , в
результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический
сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению
происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них,
ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и
допущение того, что он может быть искажен ("Но страшно мне: изменишь облик Ты”
) .
Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу
с многозначительным названием "Распутья” . Тема Прекрасной Дамы продолжает
звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная
связь с "повседневностью” , внимание к людскому горю, социальная проблематика
("Фабрика” , "Из газет” , "По берегу плелся больной человек...” и др.) .
"Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые
отчетливо проявят себя уже во втором томе.
Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения
блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые
широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он
отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не
потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для
него той "тезой” , от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются
события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как
динамичное начало, "стихию” , вступающую в конфликт с "несмутимой” Душой Мира,
как "антитезу” , противостоящую "тезе” , и погружается в сложный и
противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
Своеобразный пролог ко второму тому — цикл "Пузыри земли” . Поэт
неожиданно и полемически обращается к изображению "низменной” природы:
"вечности болот” , "ржавых кочек и пней” , фантастических сказочных тварей, их
населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим "болотным попиком” :
Душа моя рада
Всякому гаду
И всякому зверю
И о всякой вере,
— признавая закономерность существования этого стихийного мира и
право его обитателей чтить "своего полевого Христа” .