русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Он жил, всем сердцем своим стремясь "служить родине словом правды и
истины” , искать лишь "правды в жизни” , давая всякой картине, говоря его
словами, "освещение подлежащее и толк по разуму и совести” . Каждое его
произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная
мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая
эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
"Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно” – так на
склоне лет писал Н. С. Лесков. В те годы, когда о лесковских произведениях
немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: "Лесков –
писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна” . Судьба
писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных
идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он стремился
говоря словами Горького, "ободрить, воодушевить Русь” .
Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено
противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и
эстетической цельностью. Произведения писателя объединяют пафос высокой
нравственности и яркая самобытность поэтических форм.
Его видение действительности, его поэтика органически сочетали
реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных,
иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и
глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.
В рассказах и повестях Лескова, словно заново рожденные, возникали
почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь
русский мир. Здесь представала и "отходящая самодумная Русь” , и современная
ему действительность.
Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И, несмотря на
невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко
демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал он в защиту
чести, достоинства человека и постоянно ратовал за "свободу ума и совести” ,
воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя
приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В
своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и
страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и
поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг
писателя…
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье
небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился
сын Николай.
В Орле, недалеко от крутого обрыва над рекой Орликом, некогда стоял
высокий деревянный дом с мезонином, в котором прошло его детство. Семья
Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновник орловской уголовной палаты,
отличавшийся "твердостью убеждений” близкий в прошлом к Рылееву и Бестужеву,
ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах с губернским начальством. Семья
переселилась в Кромской уезд на небольшой хутор Панино. Там, как вспоминает
писатель, где "была водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около
сорока десятин земли” .
Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика. Навсегда
запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и
благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он в глуши
Кромского уезда от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель
народным миропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, "верил в
народные приметы, хотя и старался этого не показывать” . Всю жизнь испытывал он
глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить
полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось прежде всего в
самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.
Пять лет провел Лесков в стенах Орловской гимназии. Учение в
гимназии не много прибавило к его образованию. Господство схоластики, розог и
многое другое "имело вредное влияние даже и на нравственную сторону
воспитанников” . Не окончив гимназии, начал Лесков свою службу чиновником
Орловской уголовной палаты. Здесь в большом многообразии раскрывались перед ним
всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людских судеб, в которых он
принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в его произведениях
воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбе крепостных
("Житие одной бабы” 1863; "Тупейный художник” , 1883) , и уголовные драмы
("Леди Макбет Мценского уезда” 1865; пьеса "Расточитель” , 1867) , и ужасающие
картины голода в деревне ("Юдоль” , 1892) , и о замечательных людях из народа,
благородных чудаках и праведниках ("Однодум” , 1879; "Кадетский монастырь” ,
1881; "Несмертельный Голован” , 1880, и др.) .
В 1849 году Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты и
спустя некоторое время "определен помощником столоначальника по рекрутскому
столу ревизского отделения” . Как культурный центр университетский Киев заметно
отличался от провинциального Орла. В доме своего дяди, брата матери, профессора
медицины С. П. Алферьева, Лесков встречался почти со всеми молодыми
профессорами тогдашнего университетского кружка. Вероятно, в этот период жизни
входит в круг его интересов А. И. Герцен, а также он близко знакомится и
оценивает Тараса Шевченко и многих других прогрессивных ученых, юристов. Яркие
киевские воспоминания запечатлелись во многих его произведениях ("Некрещеный
поп” , "Печерские антики” , "Старинные психопаты” , "Импровизаторы” , "Заячий
ремиз” и др.) Опыт служебной практики постоянно обогащал запас его наблюдений.
Но еще более значительный жизненный багаж приобрел Лесков, когда, оставив
государственную службу, поступил на работу к мужу своей тетки, англичанину А.
Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных. Сопровождая переселяемых
на новые земли крестьян, он разъезжал по югу, северу страны и Поволжью, попадая
и в отдаленные углы России. Он бывал в самых разных городах: Пензе и Риге, в
Новгороде, Пскове, Оренбурге и Одессе. Он знал прикаспийские степи и песчаные
равнины Поволжья, жил в Прибалтике и на островах Финского залива… Лесков любил
и невские берега Петербурга, и златоглавый Киев, возвышающийся над кручей
могучего Днепра, с его Киевско-Печерской лаврой и Софийским собором. Дорога
была ему и Москва, старый Лефортовский дворец, Чистые пруды, Театральная
площадь, Кремль и "тихая Москва-река с перекинутым через нее Москворецким
мостом, а еще дальше облитое лунным светом Замоскворечье и сияющий купол
Симонова монастыря” . Любил он и Красную площадь, где "бронзовый Минин поднимал
под руку бронзового Пожарского” .
Мало кто из русских писателей столько ездил по России, сколько
Николай Лесков. "…Учился не в школе, а на барках у Шкотта” , - говорил он,
вспоминая время горьких, суровых наблюдений, "… изъездил Россию в самых
разнообразных направлениях, и это дало… больше обилие впечатлений и запас
бытовых сведений” . Эти сведения он пополнял до конца своих дней уже в
Петербурге: "У него на дому можно было встретить и старообрядцев, и хлыстов, и
монахов, и богомольцев, якобы возвращавшихся с Афона или Иерусалима…” .
Писатель всегда обнаруживал живой интерес к народным "легендам и поверьям” ,
"не было секты, учения, ереси, которых бы он не изучил до тонкостей”.
В произведения Лескова как живой источник повествования и средство
осмысления и изображения характеров неизменно входят приметы национальной
истории, народного творчество, древняя литература, национально-религиозные
идеи, даже суеверия и предрассудки, если они таят в себе волшебство поэзии.