русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (10 октября по
старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины,
принадлежали знатному роду, среди их предков - В. А. Жуковский и поэтесса Анна
Бунина.
В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для
обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет) . Юлий на редкость
способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, вернее,
совсем не учился, рано бросил гимназию ; он был одаренным художником, но в те
годы живописью не интересовался, больше гонял голубей. Что же касается
младшего, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что "Ваня с
самого рождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что
он "особенный", "ни у кого нет такой души, как у него".
В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор
Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи. В эту
весну Юлий окончил курс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в
Москву, чтобы поступить на математический факультет университета.
В деревне от матери и дворовых маленький Ваня "наслушался"
песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин, -связаны
у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. Он целыми
днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми,
ездил в ночное, с некоторыми из них дружил.
Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку,
"шершавые и бугристые огурчики", и за этой трапезой, "сами того
не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного,
из чего создан мир ", - писал Бунин в автобиографическом романе
"Жизнь Арсеньева". Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал,
по собственному признанию, "божественное великолепие мира" - главный
мотив его творчества. Именно в этом возрасте обнаружилось в нем художественное
восприятие жизни, что, в частности, выражалось в способности изображать людей
мимикой и жестами ; талантливым рассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин
написал первое стихотворение.
На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала
хорошо, все давалось легко ; мог с одного прочтения запомнить стихотворение в
целую страницу, если оно его интересовало. Но год от года ученье шло хуже, в
третьем классе оставался на второй год. Учителя в большинстве были люди серые и
незначительные. В гимназии он писал стихи, подражая Лермонтову, Пушкину. Его не
привлекало то, что обычно читают в этом возрасте, а читал, как он говорил,
"что попало".
Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под руководством
старшего брата Юлья Алексеевича, кандидата университета.
С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты
"Орловский вестник", нередко он был фактическим редактором ; печатал
в ней свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи, и заметки в постоянном
разделе "Литература и печать". Жил он литературным трудом и сильно
нуждался. Отец разорился, в 1890 году продал имение в Озерках без усадьбы, а
лишившись и усадьбы, в 1893 году переехал в Кменку к сестре., мать и Маша - в
Васильевское к двоюродной сестре Бунина Софье Николаевне Пушешниковой. Ждать
молодому поэту помощи было неоткуда.
В редакции Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко,
дочерью елецкого врача, работавшей корректором. Его страстная любовь к ней
временами омрачалась ссорами. В 1891 году она вышла замуж, но брак их не был
узаконен, жили они не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего
поэта. Юношеский роман Бунина составил сюжетную основу пятой книги "Жизни
Арсеньева", выходившей отдельно под названием "Лика".
Строки, взятые как эпиграф, были написаны Брюсовым в 1902 году,
когда вся читающая Россия видела в нем лидера русского символизма, истинно
декадентского поэта. Однако в этих строках мечта, долженствующая по расхожим
канонам декаданса парить, прорываться в иррациональное, ловить уходящие,
ускользающие образы, обращается в тяжко влекущего свой груз вола.
Русский символизм был прочно связан в читательском представлении с
визионерством, неустойчивостью и туманностью чувств, мнений, красок, со
стремлением уловить нечто запредельное, с мистицизмом. У Брюсова можно
встретить немало стихов, казалось бы отвечающих таким представлениям, стихов,
где поэтизируется одиночество, отъединенность человека в людском море, духовная
опустошенность. Но даже в первые годы творческого пути у него нередки стихи о
"молодой суете городов” , ему свойственна четкая картинность, фламандская
живописность в передаче жизненных впечатлений и исторических образов.
Этот контраст, соединение, казалось бы, несоединимых черт
представляет собой одну из особенностей брюсовской поэзии и его творческого
пути. Быть может, никто из русских поэтов столь быстро и остро не почувствовал
бесперспективность символизма, ограниченность его литературной программы; но
именно Брюсова критика нарекла классиком символизма. Причем это суждение
держалось и тогда, когда символизм был давно мертв, сообщество поэтов, его
исповедовавших, распалось, а сам Брюсов четко объяснил свое отношение к нему и
причины перехода на иные литературные позиции. Правда, Брюсов давал немало
оснований для подобных утверждений. Обращаясь к новым темам, властно раздвигая
горизонты поэтического творчества, открывая новые возможности стиха, он в то же
время оставался адептом тех учений, от которых сам же уходил...
Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь.
Брюсов умер, когда ему едва минуло пятьдесят лет. За эти относительно короткие
годы он прошел необычайно яркий путь. Один из самых рьяных участников разного
рода декадентских изданий и манифестаций, он позже сближается с М. Горьким,
после революции открыто переходит на сторону победившего народа, не только
принимает совершившийся исторический поворот, но становится одним из активных
строителей новой жизни, вступает в Коммунистическую партию, ведет большую
работу по организации издательского дела, подготовке литературных жанров,
налаживанию литературной жизни в молодой Советской стране.
Есть нечто общее, что соединяло между собой все этапы творческого
пути этого выдающегося писателя. Убежденность в неумирающей ценности завоеваний
человеческого духа, вера в силу человека, уверенность в его способности
преодолеть все сложности жизни, разгадать все мировые загадки, решить любые
задачи и построить новый мир, достойный человеческого гения, - неизменно
одушевляли Брюсова. Он оставался верен этим представлениямне только как
содержательной, сюжетной линии творчества, но как позиции, точке зрения на
историю и современность - оставался верен всю свою жизнь.
"…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего
размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил
его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль
эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел” .
Именно эта боль помогла Андрею понять, что он может потерять,
расставшись со своей жизнью. Но главное не в том, что он понял, что значит
жизнь в полном ее смысле, а то что он понял это не так поздно, чтобы даже не
успеть пожалеть об этом.
В бою на поле Аустерлица участвовали многие из действующих лиц
романа, но все их помыслы были не о том, как выиграть этот бой у противника, а
о том, как отличится самому, показаться начальству. Но если посмотреть на эти
порывы "ложного” героизма со стороны, то и эти подвиги ничто по сравнению с
тем, к чему они привели – поражению. Зачем было Андрею поднимать солдат на бой,
если заведомо было видно, что это ни к чему не приведет, он всего лишь делал
то, о чем давно мечтал. С Ростовым та же ситуация – он ехал к командованию по
поручению и он был горд только тем, что он увидит государя или
главнокомандующего, а не тем что он выполняет военную задачу, которая, быть
может, спасет несколько сотен человеческих жизней.
Все эти порывы к чему-то необычному, великому, у наших героев не
имели основания под собой. Под ними не было нравственной почвы для их
свершения, кроме тщеславия и эгоизма.
Момент, когда Андрей смотрит в небо, понимает, что значит жизнь для
него, я бы назвал кульминацией всего эпизода. До того, как его ранили, он
говорил: "Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни
милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, -
но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за
минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я
не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей” . После того как он полежал
на поле боя, посмотрел на небо и осознал всю ценность жизни, он уже никогда не
скажет такого.
А. Пушкин Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге
его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа, коему
Николай давно уже поручил специальный надзор за поэтом, Пушкин пробовал
выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был
получен отказ. Заметно охладевали к поэту его светские знакомые. И вот Пушкин
получает согласие на повторное свое предложение Гончаровой.
По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкин ходатайствовал у
царя разрешение на печатание своего "Бориса Годунова” . Правительство одобрило
намерение Пушкина сделаться семьянином. "Бориса Годунова” разрешили напечатать,
однако под личную ответственность автора.
Отец поэта определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости
от Болдина. Пушкину пришлось выехать для устройства своих дел в Болдино. После
того как поэт вступил во владение деревней, он мог уехать в Москву, к любимой
невесте, но его задержала холера. Он застревает в Болдине и проводит там ту
самую осень, которая, как горный кряж с целым рядом отдельных вершин,
возвышается в его творчестве.
Пушкин не знал, что делать, думая о Москве и о невозможности
свидеться с невестой, но он отлично знал, что вообще надо делать, и фактически
трудился каждый день не покладая рук, трудился с таким напряжением, как, может
быть, никогда.
Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано,
то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее
всяких объяснений.
Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября, а 9-го уже закончил
"Гробовщика” , 14-го "Станционного смотрителя” , 20-го "Барышню-крестьянку” ,
25-го - девятую главу "Евгений Онегин” ; между 5 и 10-м написан "Домик в
Коломне” , между 12 и 14-м - "Выстрел” , 20-го окончена "Метель” , 23-го -
"Скупой рыцарь” , 26 - го - "Моцарт и Сальери” , и в октябре же окончено
"Путешествие Онегина” , 4 ноября окончен "Каменный гость” , и в ноябре же
написан "Пир во время чумы” . За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд
исключительно сильных лирических стихотворений.
Тематика всех этих вещей чрезвычайно разнообразна, но нетрудно
заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и кончает темой чумы, то
он недалёк от мысли о смерти; об этом свидетельствует и некоторые из
стихотворений, написанные тогда же. Это становится понятным, если вспомнить,
что жестокая холера охватила страну.
Однако присущее поэту мужество и здесь не изменяет ему: не темы
владеют поэтом, а поэт владеет темами. В "Гробовщике” все ужасы оказываются
простой фантазией подвыпившего героя рассказа, а в "Пире во время чумы” дана
такая сила упоения жизнью, что она заставляет преодолеть даже самое сознание
близости смерти:
"Хорошо", В. В. Маяковский Родился Александр Александрович
Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и
родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем
лице "торжеством свободы", принадлежал к кругу старой русской
интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.
Все его ближайшие родичи были либо учеными, либо литераторами: отец
- профессором-юристом и философом, дед - профессором-ботаником, бабка, мать,
две тетки двоюродная бабка писательницами и переводчицами. И женат он был на
дочери великого ученого Д. И. Менделеева, творца Периодической системы
элементов.
И как замечательно, что родился Александр Александрович Блок в
стенах Петербургского университета, в так называемом "ректорском
доме" (дед его, А. Н. Бекетов, был в это время ректором) , а будущего
поэта на руки приняла прабабка, лично знавшая еще друзей Пушкина...
Родители Блока разошлись сразу после его рождения. Рос и
воспитывался он в семье деда (А. Н. Бекетов) , в обстановке хорошо
обустроенного петербургского барского дома и в "благоуханной глуши"
маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние
месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера
стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев,
Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие прославленные представители русской
литературы были здесь не только знаменитыми и почитаемыми писателями, но и
просто добрыми знакомыми.
Здесь еще помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым.
Вообще литература играла очень большую роль в обиходе бекетовской
семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и
прозе. Естественно, что и Сашура (так звали Блока в семье) начал сочинять чуть
ли не с пяти лет. А немного позже он уже "издавал" рукописный журнал,
потом, лет с шестнадцати, стал писать всерьез, но еще долго не показывал своих
писаний никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась самым близким ему
человеком, и он часто повторял: "Мы с мамой - почти одно и то же".
В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж - за гвардейского
офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадрских
казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Здесь
его окружил своеобразный пейзаж, отразившийся в ранних его стихах: река, по
которой проплывали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад, частокол
дымящих фабричных труб на другом берегу реки.
Тогда же Блока отдали в гимназию. Потом он рассказывал, как
"первый раз в жизни из уютной и тихой семьи" попал в "толпу
гладко остриженных и громко кричащих мальчиков". Сам он был мальчиком
тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин - матери, теток,
бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения. Вообще, как
он сам говорил "жизненных впечатлений" у него не было очень долго.
Семья старательно оберегала его от соприкосновения с грубой жизнью.
Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье
офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и
постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили
отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными
эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его
характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его
пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и
находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии
Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое
вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе... "
писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник"
(1828) . Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем эта
поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства.
Лермонтов переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную
функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского
пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа
наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире
раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии
плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме
"Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте
Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать
выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете,
а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за
столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть
университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в
Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и
сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова
влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно
отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался
творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение
"Белеет парус одинокий".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии
А.С. Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое влияние
на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение,
содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму
"Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене при его
жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории
России, увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения,
собранные Киршей Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у
него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни,
осуществленный позднее, в 1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова") .
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии.
Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий) , умер в 1906 году.
Мать: Александра Алексеевна.
Сестры: Люда и Оля.
У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский вспоминает: " Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет заучивать стихи ".
Семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там он больше узнаёт о природе, её повадках.
Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис.
Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого Маяковского - что такое "око” . Он ответил: "Три фунта" (на грузинском) . Ему объяснили, что "око” - это "глаз” , - по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу - все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.
Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на "пятерки” . В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.
Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала ему длинную бумажку, в которой было написано: Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат, скорей брать винтовку на землю... а не то путь иной - к немцам с сыном, с женой и с мамашей...
(о царе) Воспоминание Маяковского: "Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове” .
1905 год.
В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: "В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты” . Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.
1906 год.
У Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги, заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок.
После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане) .
В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца, после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.
Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует
понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров? "-спрашивают Кирсановы и слышат ответ
Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту
ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно
определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на
каких основаниях строить свои убеждения, -чрезвычайно важен для Павла
Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право
на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами("Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает её") , т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами,
-опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим,
что "принсипы"Павла Петровича никак не соотносятся с его
деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно
("Мне скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее
всего отрицание- мы отрицаем") . Евгений отрицает и государственный строй,
что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел") .
Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу
религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и
ценными чертами народной жизни, умиляют его.
Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что,
когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне
согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и
по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он
(народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его
душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении
к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина-потерянное
время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою-нелепо". Павел
Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего,
что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные
ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и
представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта.
Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от
дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого
главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой,
"грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать"
об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о
хлебе насущном".
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда
в ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович
Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был
богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет,
которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты
родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать
лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания
родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского
титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою
жизнь переживал двусмысленность своего положения.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета
- он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь.
Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем
на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной
книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так
как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году
А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в
то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром.
Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его
поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли "Стихотворения” А. Фета,
встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым,
Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом
Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь,
которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич,
поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже
полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился
соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она
сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его
стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта.
Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил
посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М. П. Боткиной. В
деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву.
Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия
Шеншин, со всеми связанными с нею правами.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню
Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти
годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к
литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он
приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал
собрание своих сочинений под названием "Вечерние огни” - всего было четыре
выпуска.
В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено
пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт
скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово родовом
имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его
литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю
известна, в основном, поэзия и, куда меньше проза, публицистика, переводы, мемуары,
письма.
Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего
читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных
юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки,
Антоша... Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,
вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов просты и
неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность... Но
вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте -
осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним
"Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину начальника,
извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это - чеховское преломление
темы "маленького человека"! После острого сочувствия судьбе
гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед
униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и
пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали - "братьям меньшим",
то есть адресовались - то не к ним. Предметом интереса и художественного
осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе.
Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду
рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она
служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и
свершений. Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы ем
маленького обывательском существования, осмыслить их, начать жить осознанно.
Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведенно,
механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого
героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события.
Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что
человек не может не только действовать - способствовать благоприятному повороту
судьбы или противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее:
неразработанное, неумелое сознание "буксует"... И в результате жизнь
катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который с полной
ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась еще одна
личность, еще одна жизнь прошла впустую... И все его творчество воспринимается
именно как диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.