русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
А. П. Чехов родился в городе
Таганроге в купеческой семье. Чехов был четвертым ребенком в семье.
1876 г. - отец разорился и убегает от
кредиторов в Москву, оставив семью в Таганроге.
1879 г. - Чехов заканчивает гимназию и,
получив стипендию от купечества, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на
медицинский факультет и заканчивает его в 84 г.
Будучи студентом, начинает писать рассказы
и посылает их в Петербург в юмористические журналы, где печатался под
псевдонимом "Брат моего брата", "Человек без Селезенки",
"Антоша Чехонте".
1880 г. – 1-й рассказ "Письмо ученому
сатиру".
В ранних рассказах у Ч. нет глубины
образов. Он создает сотни миниатюр, которые обхватывают все многообразие
российской обывательской жизни, обрядовая сторона церковной жизни с ее
обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже
общественные явления, "Жизнь прекрасна", "Руководство для
желающих женится", "Смерть чиновника", "Толстый и
тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т.д.
В молодости Чехов писал много и легко: 83
г. - 120 рассказов 85 г. - 129 рассказов 86 г. - 112 рассказов 87 г. - 66
рассказов 88 г. - 12 рассказов Первая книга Ч. 84 г. "Сказки
Мельполины". В 86 г. - 2-й сборник "Пестрые рассказы". 87 г. -
Ч. получил Пушкинскую премию за сборник "В сумерках". Его творчество
получило высокое одобрение писателем старшего поколения Григоровичем.
1876 г. – 1-ая пьеса "Иванов" В
конце 80-х начале 90-х годов Ч. отказывается от юмористического подхода к жизни
и переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее делаются
характеры героев. Ч. разоблачает тупого, сонного российского обывателя,
показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости:
"Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с
собачкой", "Палата № 6".
1890 г. - Он уезжает на о. Сахалин, через
Сибирь на лошадях, чтобы познакомится с жизнью ссыльных. Прожил он там пол
года, сделал перепись населения, посещал рудники, тюрьмы. Возвратился кораблем.
Вернувшись, написал книгу "о. Сахалин".
1889 г. - Ч. приобрел участок под Москвой
(Мелихово) , там же он строит 2 школы, лечил людей, состоял в комитете.
1896 г. - В Петербурге в Александрийском
театре премьера новой пьесы Чехова "Чайка" - Провал.
1897 г. - Ч вынужден продать Мелихово,
лечится в Ницце. Покупает на горе "Аутка" в Ялте усадьбу.
1898 г. - В Москве появляется театр МХТ,
который ставит пьесу "Чайка" - успех.
1898 г. - Рассказы "Человек в
футляре", "Крыжовник", "Ионыч".
1899 г. - Пьеса "Дядя Ваня".
Летом 1900 г. театр приехал в Крым на
гастроли.
1900 г. - Женится на Книпер.
1901 г. - "Три сестры" 1094 г. -
написал полный рассказ "Невеста".
1904 г. - 15 июля в Германии Чехов умирает.
"Унтер Пришибеев" Герой рассказа отставной
унтер - добровольный шпион и тупой самозваный администратор. Он по-своему
понимает законы и нормы человеческого поведения. Этот человек терроризирует
деревню, где живет, считает, что он один знает порядки, как необходимо
обращаться с людьми низшего звания. Фигура Унтера вырастает в фигуру
всероссийского городового, олицетворяя самодержавную власть в России. В этих
рассказах подобных этому, смешное не развлекает, а заставляет задуматься, о
том, что в небольшом произведении Чехов говорит о больших явлениях.
М. Горький (1886-1936) - фигура в русской и
советской литературе яркая и видная.
До недавнего времени говорили, что Горький
писатель и общественный деятель, активный участник революционного движения,
основоположник литературы соцреализма, литературный критик и публицист, Член Ц.
И. К СССР(хотя в Ц. И. К. был два года) . Создал в своих произведениях образы
свободолюбивых людей, своеобразие исторического процесса в России конца 19
века, запечатлел картину русской жизни.
Теперь М. А. Горького обвиняют в том, что
он оправдывал Сталина и его методы управления страной, говорят, что был другом
Ягоде(ОГПУ) . Среди критиков Горького выступают - И. Золотуский, А. Солженицын,
Н. Богославский и другие.
Дискредитация Горького идет потому, что
идет отрицание материализма, марксизма и коммунизма. Что касается Горького, то
у него до сих пор нет биографии - изданное для школьников жизнеописание(123
страницы) , разумеется, нельзя принимать в расчет. Его письма напечатаны в
извлечениях и далеко не все его фотографии пострадали от красного карандаша
цензора, его взаимоотношения с современниками искажены.
Три тома "Летописи жизни и
творчества" полны ошибок и неувязок: имена, данные в Указателе,
отсутствуют в тексте, а имена из текста пропущены в Указателе. Отмечены
"отъезды", но не отмечены "приезды" (и наоборот) . Его
поездка в 1920 году в Москву из Петрограда вовсе не отмечена.
В "Летописи", между прочим,
находим путаницу о дне и месте знакомства Горького с Лениным; они познакомились
в гостях у И. П. Ладоженикова 7-ого 1907года (Том 1 стр. 658) ;они
познакомились в Петербурге днем, 27 ноября 1905 года в типографии
"Искры" (стр. 563-567) ;они познакомились вечером (того же дня) в
квартире Горького на Знаменской улице и тут же приложена фотография дома, где
это произошло.
Всё это приобретает гротескный оттенок,
когда в Указателе произведений Горького в конце 4-го тома мы не находим
известной статьи о Ленине(1924 год) , позже многократно переделанной. Начало
художественной деятельности дается с 1922 года, а с 1917 до 1922 неожиданная
пауза в творчестве писателя. Своё отношение к послереволюционной России Горький
показал в "Несвоевременных мыслях". Этот цикл - своеобразная летопись
революции, это дневник, в котором отражен момент России.
Таковы советские историко-литературные
исследования.
Вот что вспоминает Н. Н. Берберова,
разделившая с М. А. Горьким несколько лет эмиграции.
Н. Н. Берберова родилась в 1901 году в
Петербурге. Родители окончили свои дни на родине, в эвакуации во время Великой
Отечественной войны.
Иначе сложилась жизнь их дочери, она умерла
в мае 1988 года.
В 1922 г. начинающая поэтесса Н. Берберова
уезжает вместе с Владиславом Ходасевичем, бросившем в России семью, в Берлин.
С Ходесевичем прожила до 1932 года.
В 1950 году переезжает в США, где с 1958 г.
преподает в Иельском, а затем Принстонском университете.
Среди наиболее значительных работ
последнего десятилетия книги "Железная женщина", "Рассказ о
жизни М. И. Закревской-Бенкендорф-Будберг, о ней самой и её друзьях",
"Люди и ложи; Русские масоны 20-го столетия".
Автобиография Н. Берберовой "Курсив
мой" вышла впервые в 1969г. в Лондоне и Нью-Йорке в переводе на английский
язык; первое русское издание с поправками появилось в 1972г., второе
дополненное издание выпущено в 1983г. американским русскоязычным издательством
"Руссика".
Л. Н.
Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы
позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война,
какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в
том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или
ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого,
несмотря ни на что.
Этот
опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые
во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые
интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры
проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему
стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как
вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в
изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла
смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов
называют "народным чувством", " скрытой теплотой
патриотизма".
Кутузов,
накануне Бородинского сражения, объезжая позиции увидел ополченцев, надевших
белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный
народ", - волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного
полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.
Толстой
подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия
всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана
русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все
солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед
тем врагом, который, потеряв половину войска, стояли в конце сражения так же,
как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается русских можно
убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеоны со скрытым страхом о том,
что французская артиллерия, бьет в упор, а русские продолжают стоять.
Из чего
же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и
всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - "терпение и время",
чья ставка прежде всего на дух в войсках.
Эта сила
складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как
ведет себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном
поле. Их положение трагично: под непроходящим ужасом смерти они стоят более
восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и
приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт,
раненых относили, ряд смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же
поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает
в подвиг.
Эта сила
складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства,
таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время
сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек,
едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую
услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец
сделать. Одно слово Москва". Глазами Пьера нарисована картина сражения,
героизм артиллеристов на батарее Раевского.
Эта непобедимая
сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной
город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество.
Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное
из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать
подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же
время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный
шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема
никогда не обходится без бергов.
Одним из писателей, которые сыграли
значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был
Денис Иванович Фонвизин.
Во второй половине XVIII в. пышное
многословие, риторическая торжественность, метафорическая отвлеченность и
обязательная украшенность постепенно уступали место краткости, простоте,
точности.
В языке его прозы широко используется
народно-разговорная лексика и фразеология; в качестве строительного материала
предложений выступают различные несвободные и полусвободные разговорные
словосочетания и устойчивые обороты; происходит столь важное для последующего
развития русского литературного языка объединение "простых российских” и
"славянских” языковых ресурсов.
Им разрабатывались языковые приемы
отражения действительности в ее самых разнообразных проявлениях; намечались
принципы построения языковых структур, характеризующих "образ рассказчика” .
Наметились и получили первоначальное развитие многие важные свойства и
тенденции, которые нашли свое дальнейшее развитие и получили полное завершение
в пушкинской реформе русского литературного языка.
Повествовательный язык Фонвизина не
замыкается в разговорной сфере, по своим выразительным ресурсам и приемам он
гораздо шире, богаче. Безусловно ориентируясь на разговорный язык, на "живое
употребление” как основу повествования, Фонвизин свободно использует и
"книжные” элементы, и западноевропейские заимствования, и философско-научную
лексику и фразеологию. Богатство используемых языковых средств и разнообразие
приемов их организации позволяют Фонвизину создавать на общей разговорной
основе различные варианты повествования.
Фонвизин был первым из русских писателей,
который понял, описав сложные взаимоотношения и сильные чувства людей просто,
но точно можно достичь большего эффекта, чем с помощью тех или иных словесных
ухищрений.
Нельзя не отметить заслуг Фонвизина в
разработке приемов реалистического изображения сложных человеческих чувств и
жизненных конфликтов.
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА КОМЕДИЙ Д. И. ФОНВИЗИНА
НА ПРИМЕРЕ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ”
В комедии "Недоросль” использованы
инверсии: "раба гнусных страстей его” ; риторические вопросы и
восклицания: "как ей учить их благонравию? ” ; усложненный синтаксис:
обилие придаточных предложений, распространенных определений, причастных и
деепричастных оборотов и других характерный средств книжной речи. Использует
слова эмоционально-оценочного значения: душевный, сердечный, развращенный
тиран.
Фонвизин избегает натуралистических крайностей
низкого стиля, которых не могли преодолеть многие современные выдающиеся
комедиографы. Он отказывается от грубых, нелитературных речевых средств. При
этом постоянно сохраняет и в лексике, и в синтаксисе черты разговорности.
Основным направлением в литературе XVIII в.
стал классицизм (от лат. classicus — образцовый) . Этот стиль развился в
результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного
мира и эпохи Возрождения. Художник, по мысли основоположников классицизма,
постигает действительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не
конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во
временном, идеальное в реальном. Если это герой — то без недостатков, если
персонаж сатирический — то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения
"высокого” и "низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией)
устанавливались границы, которые не нарушались.
Русский классицизм придавал особое значение
"высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем
жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П.
Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только
восхвалять царей, но и как бы "учить” их. Русские трагедии, как правило,
писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной
истории.
С 70-х годов XVIII в. в литературе
возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра
принадлежит Н. М. Карамзину (повесть "Бедная Лиза” , "Письма русского
путешественника” ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала
новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в
действительность, изображал ее более правдиво.
Давая характеристику писателю или поэту,
нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или
иному направлению. У каждого художника — своя уникальная судьба...
Антиох Камтемир (1708—1744)
Русский писатель Антиох Кантемир был
младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего
в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как
автор научных трудов ("Описание Молдавии” , "История возвышения и упадка
Оттоманской империи” и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских
императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии.
Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды
на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал "злонравных” дворян и
церковников. В этом жанре им было написано девять произведений ("На хулящих
учение” , "На зависть и гордость дворян злонравных...” , "О воспитании” , "На
человеческие злонравия вообще...” и др.) . 1 января 1732 г. А. Кантемир был
назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его
литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга
Фонтенеля "Разговор о множестве миров” была при Елизавете Петровне запрещена
как "противная вере и нравственности” . А. Кантемир написал также
религиозно-философское произведение "Письма о природе и человеке” . Умер он
молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском
греческом монастыре.
Гаврила Романович Державин - поэт 18
века. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно
было "безумно и мудро” . В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции,
возвышавшие человеческие личности, был рост национального подъема,
промышленности, науки и просвещения.
Поэзия Державина своей основной темой берет
человека. В этом заключены ее новаторское значение и сила влияния на
последующее развитие литературы. Описания у Державина столь подробны и
живописны, как голландские и фламандские художники 17 века, изображавшие на
своих натюрмортах плоды, дичь и вино, играющее в хрустале. "…роскошь, прохлады,
пиры, казалось, составляли цель и разгадку жизни.
Со всеми своими благоразумными толками об
"умеренности” Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется
восторгом при изображении картин такой жизни…” – писал Белинский. Державин
пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не
скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин,
он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами, как друзьями,
так и врагами, живые образы в образы поэзии – это большой шаг в сторону
развития русской реалистической поэзии.
В поэзии Державин создал свой собственный
образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с
царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины.
Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в
каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с
ней теснейшую связь.
Державин описал созданный автопортрет в
стихотворении "Тончию” (1801) :
Иль нет: ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой,
В жестокий мраз, с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой,
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.
Именно таким художник Тончи и написал
Державина – сидящим на скале среди снежного поля, в шубе и шапке, и этот
портрет получил наибольшую известность.
Также портреты Державина пишет художник
Боровиковский.
Ранний портрет поэта (не позднее 1793 года)
, известный по гравюре Гейзера, создает необыкновенно живой и правдивый образ поэта,
несмотря на то, что Державин изображен в официальном костюме – мундире
правителя наместничества.
Маленький портрет в круге относится,
возможно, к концу 1794 или к началу 1795 года. Несколько небрежная, как бы
незаконченная манера письма позволяет думать, что портрет первоначально
предназначен для перевода в гравюру.
Пейзажный фон этого портрета не вполне
удачно связан с фигурой, он не очень гармонирует и с обликом Державина в
чиновном мундире, украшенном орденскими знаками, с указующим жестом руки. Отчасти
эта противоречивость образного строя объяснялась характером самой модели.
Прямой и правдолюбивый, в высшей степени
наделенный сознанием своего человеческого достоинства и чести, Державин не был
лишен простодушного тщеславия и склонен был преувеличивать значение собственной
служебной деятельности.
Среди русских писателей имевших дар видеть
и передавать все нелепое в жизни, первым был Фонвизин. В своих произведениях он
искусно использовал и подбирал выражения, которые на долгое время оставались в
памяти читателя. Фонвизин считал, что в окружающем мире больше зла, чем добра,
и был глубоко озабочен из-за несовершенства человека и общества.
Денис Иванович Фонвизин был из богатой
дворянской семьи. В 1755-62 он учится в гимназии при Московском университете. В
1762 году он переезжает в Санкт-Петербург и получает там должность переводчика
комиссии иностранных дел. Но уже в 1763 он служит секретарем в кабинете одного
из министров России И. П. Елагина. 1782 году он выходит в отставку и решает
полностью посветит себя литературе.
Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он "приобщался” к "воителям” нормативного стихосложения. В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.
Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.
В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было "Рассуждение о лирической поэзии или об оде” , где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.
Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.
Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой. Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье "О качествах стихотворца рассуждение” пишет: "... стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании... авторов,... которые от древних веков образцом стихотворству считались,... уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.” Такой поэт "никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.” Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.
Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье "Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так, например, объясняет значение слова "ода” : "... в новейших временах... она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня.” Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как "вдохновение” , "высокость” , "беспорядок лирический” . Поэт пишет об оде: "... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, Поэтому ода плана не терпит.” Державин рассказывает о "единстве страсти” и о "разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени, действия.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) -
выдающийся революционный мыслитель второй половины XVIII в. Он был первым в
России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного
крестьянства и осудившим крепостничество. А. Н. Радищев явился родоначальником
антикрепостнической идеологии, создателем оригинальной системы экономических
взглядов. Русский гуманист, опиравшийся на материалистическую философию, он был
на голову выше многих западноевропейских просветителей, апеллировавших к
разуму, справедливости и призывавших к уяснению путем просвещения законов
"естественного права” , в реализации их норм методом реформ. Анализируя законы
развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, А. Н. Радищев
установил внеэкономический насильственный характер связи между помещичьими и
крестьянскими хозяйствами, выявил антагонизм противоречий между ними,
разоблачил классовую сущность абсолютистского государства, решительно стоящего
на защите экономических и политических интересов дворянства. В итоге следовал
вывод, что радикальное изменение феодальных производственных отношений
невозможно осуществить путем постепенных реформ. Необходимы, революционные
меры, классовая борьба порабощенного крестьянства с дворянством и его
государством. Антифеодальная революция получала известное обоснование.
Антикрепостнические взгляды Радищева в
дальнейшем переросли в революционную идеологию. Во всех его работах -
публицистических, философских, экономико-географических и
государственно-правовых, находила то или иное отражение радикальная идея о
необходимости уничтожения путем крестьянской революции феодального строя в
России.
В области экономической теории Радищева
интересовали проблемы крепостничества, феодальной собственности, аграрных
отношений, внутренней и внешней торговли, а также пошлины, цены, денежное
обращение, кредит процент, налоги и повинности крестьян в пользу государства и
помещиков. Он оказался одним из первых русских экономистов, обратившихся к
изучению экономики крестьянского хозяйства, оброчной и барщинной форм
феодальной ренты. Вопросы мелкой кустарной промышленности его интересовали с
точки зрения возможности занять мелких земледельцев в производстве и дать им
дополнительный источник средств существования.
Революционер-мыслитель впервые в истории
русской экономической мысли подверг тщательному исследованию налоговую политику
дворянского государства и пришел к выводу, что все формы личных налогов и
повинностей несправедливы, что они должны быть заменены
подоходно-имущественными.
В своих теоретических работах по вопросам
экономики он стремился обосновать необходимость защиты экономических и
политических интересов крестьянства я эксплуатируемого народа в целом. Хотя
Радищев считал земледелие основной отраслью народного хозяйства, тем не менее,
он придавал большое значение и развитию промышленности.
Радищев был сторонником мелкого кустарного
производства потому, что оно занимало много людей и давало им дополнительный, а
порой и основной источник существования. Он не отрицал необходимости и
возможности создания крупных мануфактур. Однако он не видел его преимуществ
перед мелким, не понимал, что мелкое производство, основанное на частной
собственности, под воздействием объективных экономических законов простого
товарного производства перерастет в капиталистическое, породив новую форму
эксплуатации трудящихся.
Основной вопрос, с которым исследователь
обращается к историческому изучению книжной культуры, – это вопрос о тематике и
типах книг, общем их количестве и среде их распространения в изучаемый период.
Как материальный носитель духовных ценностей книга заключает в себе достижения
науки, литературы, искусства своего времени. Древнерусская рукописная книга
демонстрирует нам уровень развития, достигнутый древнерусским обществом,
позволяет сравнить его достижения с успехами науки и литературы в европейском
регионе в это же время. По тому, книги какой тематики были распространены в то
время, мы можем судить об интересах читателей той эпохи Говоря о
хронологических рамках бытования книги, которым посвящена данная работа,
необходимо отметить, что определение временных границ периода истории
российского государства, называемого древнерусским, неодинаково в различных
источниках. В советское время историки придерживались периодизации,
предложенной В. И. Лениным, который выделял следующие три этапа в истории
России: древняя Русь – XI – XIII века; "эпоха московского царства” – XIV –XVI
века; "новый период русской истории” – начиная с XVII века. В современной
исторической науке древнерусским называется период с XI по XVII век. В
дисциплине истории книги, как правило, эпоха Древней Руси ограничиваются
началом книгопечатания в Московском государстве, а именно серединой XVI века. В
нашей работе мы будем придерживаться последней периодизации, то есть
исследовать группы рукописных книг, бытовавших на Руси с XI по XVI век.
Изучение сохранившихся русских книг XI –
XVI вв., в первую очередь классификация по функциональному предназначению, дает
возможность представить себе некоторые закономерности сложения их репертуара, а
также понять причину кажущейся диспропорции в числе сохранившихся от тех времен
экземпляров книг различных названий.
Рукописные книги уже в XVII в. стали
предметом интереса, особого отношения, собирания. Еще с древности книги
собирались в библиотеки, главным образом, при крупных монастырях. Эта традиция
продолжилась и в XVII в. В составленном патриархом Никоном собрании
Воскресенского Новоиерусалимского монастыря хранились ценнейшие книги XI – XII
веков.
XVIII – XIX вв. – период накапливания и
обобщения первичных источников по истории книги. В это время разыскивались и
публиковались данные о деятелях книжного дела. В начале XVIII века, когда Петр
I обнаружил в Реймсе так называемое Реймсское Евангелие, написанное частично
кириллицей, на котором принимали присягу французские короли при коронации,
появился интерес к древнерусской рукописной книге. С 1714 г. по указанию Петра
I собираются рукописи для Библиотеки Академии наук в Петербурге. Становление
русской исторической науки в XVIII веке, нуждавшейся в источниках для изучения
прошлого России, обусловило поиски и собирание летописей, государственных
грамот и договоров. С усилением абсолютизма широкого размаха достигает
государственное собирательство. Также нужно отметить частных собирателей, также
внесших значительный вклад в накопление исторических источников – А. И.
Мусина-Пушкина, П. П. Бекетова, В. Н. Татищева. Возрастанию интереса к
древнерусской рукописной книге способствовал общий патриотический подъем после
Отечественной войны 1812 г. Здесь необходимо отметить вклад меценатов – дворян,
которые на благотворительной основе предоставляли средства для поисков древних книг
в монастырях и усадьбах и публикации сборников древних текстов. Огромную роль в
этой деятельности сыграл Н. П. Румянцев, объединивший вокруг себя таких ученых,
как Е. А. Болховитинов (митрополит Евгений) , Н. Н. Бантыш-Каменский, П. М.
Строев, К. Ф. Калайдович, А. Х. Востоков, П. И. Кеппен и другие (так называемый
"румянцевский кружок” ) . На средства Румянцева выпущено свыше 40 названий
капитальных научных изданий, в основном памятников по истории России и
славянских народов. Обследуя архивы и библиотеки монастырей Московской и других
губерний, П. М. Строев и К. Ф. Калайдович обнаружили Изборник Святослава 1073
г., Судебник Ивана III, сочинения Кирилла Туровского и другие древние, ранее
неизвестные для науки книги.