Главная | RSSПонедельник, 2024-12-23, 9:28 PM

Помощь ;)

Реклама
Меню сайта
Категории раздела
связи с общественностью [1]
Public relations
деловой протокол [4]
этикет и деловой протокол
конфликтология [6]
конфликтология
литература [115]
русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Статистика


Каталог рефератов

Главная » Файлы » гуманитарные дисциплины

В разделе материалов: 126
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 12 13 »

  Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени- революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий - дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои - бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков, главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу самого счастливого человека в России, и это были, как правило, люди богатые, которые обязаны быть счастливыми - купцы, дворяне, помещики, бояре, царь. Но искать счастливого мужики пошли в народ. А народ- это и есть те самые только что освобожденные крестьяне. Крестьяне - самый бедный и бесправный класс, и искать среди них счастливого более чем странно. Но счастье есть и среди крестьян, но в то же время несчастий у них гораздо больше. Счастливы крестьяне, конечно, своей свободой, которую они получили впервые за сотни лет. Счастливы по разным причинам: одни счастливы необычно большим урожаем, другие своей большой физической силой, третьи – удачной, непьющей семьей. Но, тем не менее, назвать крестьян счастливыми, даже чуть-чуть, сложно. Поскольку с их освобождением у них появилось очень много своих проблем. И счастье крестьян обычно очень локально и временно.

А теперь по порядку… Крестьяне освобождены. Это такое счастье, которое они не видели сотни лет, и, возможно, которое они вообще никогда не видели. Само счастье свалилось достаточно неожиданно, многие были к нему не готовы и, оказавшись на воле, были птичками, выращенными в клетке, а потом выпущенными на волю. В результате чего новый класс - временнообязанные, освобожденные крестьяне становился беднейшим. Помещики раздавать свою землю не хотели, и почти вся крестьянская земля принадлежала либо помещикам, либо общине. Крестьяне не стали свободны, лишь обрели новый вид зависимости над собой. Конечно эта зависимость не такая, как крепостная, но это была зависимость от помещика, от общины, от государства. Назвать это полной свободой или счастьем очень сложно. Но привыкший ко всему русский народ мог находить и тут счастливые моменты.
литература | Просмотров: 1988 | Загрузок: 77 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Модернисты "Серебряного века" Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими.

Модернисты (с французского - "новейший", " современный") отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были: символизм, акмеизм и футуризм. Также существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М. Волошин, М. Цветаева и др.) .

Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В острой полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальность творческих индивидуальностей. Художественные свершения участников движения навсегда остались с нами и для нас.

Период творчества основных представителей модернизма принято называть "серебряным веком" по аналогии с "золотым" XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда прежде не было такого множества и разнообразия талантливых авторов. Условно началом "серебряного века" принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Так впервые модернисты заявили о себе. Фактический же конец "серебряного века" пришел с Октябрьской революцией. Первые годы после нее еще были возможны какие-либо искания у отдельных поэтов, но с постановлением "О политике партии в области литературы" в 1925 году все они прекратились, и была признана только пролетарская литература и только метод соцреализма как единственно возможные.

Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь. Из Советского Энциклопедического Словаря: "Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) , течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) ; провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии "естества", точному значению слова. Однако "земной" поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. " Идея такого нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузминым (1872-1936) в его статье "О прекрасной ясности" (1910) . В ней были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторского объединения "Цех поэтов", в который входили Николай Гумилев, Сергей Городецкий (1884-1967) , Анна Ахматова (1889-1966) и Осип Мандельштам (1891-1938) . Первые манифесты акмеизма появились в журнале "Аполлон" (модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье "Наследие символизма и акмеизм" Гумилев подверг символистов сильной критике; Сергей Городецкий в статье "Некоторые течения в современной русской литературе" высказывался еще более резко, декларируя катастрофу символизма. Но тем не менее многие акмеисты все же тяготели к поэзии Бальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали Иннокентия Анненского и Михаила Кузмина. И хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.

литература | Просмотров: 852 | Загрузок: 81 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (1)

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными занятиями сына. Чернышевский в своих письмах выражал глубокую любовь и уважение к отцу. Он делился с ним замыслами, держал его в курсе своих дел и начинаний. Нежен и заботлив был в отношении к матери и всем своим родным.

С детских лет Чернышевский много читал, был настоящим пожирателем книг. Любил Пушкина, Гоголя, Лермонтова, систематически изучал языки: греческий, латинский, французский, немецкий, татарский, арабский и др.

С 14 до 18 лет он учился в местной духовной семинарии, проявляя способности и прилежание. Стремлением Чернышевского и его родителей было дать сыну университетское образование, и Николай в июне 1846 года приехал вместе с матерью в Петербург, чтобы поступить в столичный университет. Чернышевский успешно выдержал экзамены по математике, физике, логике, словесности6 всеобщей и русской истории, латинскому, французскому и был принят.

Главным вопросом, над которым задумывается студент Чернышевский, был вопрос о народе, закрепощенным помещиками и угнетенным царскими властями, вопрос об освобождении миллионных масс и завоевании ими свободы. В своих дневниках, которые Чернышевский вел долгие годы по особой стенографической системе, он писал, что в 1848-1850 годах он осознавал себя "ультрареспубликанцем" и "ультрасоциалистом". Среди товарищей он слыл как человек мягкий, скромный с близкими и суровый с теми, кто был ему внутренне чужд.

По окончании университета в 1850 году Чернышевский после нескольких попыток устроится на службу в столицу уезжает в родной город, где становится старшим учителем словесности в гимназии. Одновременно с преподаванием Николай продолжает заниматься научной работой с мыслью написать и защитить диссертацию.

Здесь же он знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача. В своих записях, под названием "Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье" он рассказывает о своем объяснении с ней. После признания в любви он пытается отговорить ее от решения связать свою судьбу с его судьбой, объясняя это тем, что его революционные взгляды могут привести его на каторгу. НО это не остановило его будущую жену. В январе 1853 года они познакомились, в апреле того же года вступили в брак и в мае уехали в Петербург.

Здесь Чернышевский ведет преподавательскую работу, печатает "Опыт словаря к ипатьевской летописи", пишет рецензии в "Отечественные записки". работает над диссертацией "Эстетическое отношение искусства к действительности". Осенью 1853 года он знакомится с Некрасовым и начинает сотрудничать в "Современнике". Чернышевский проработал в этом журнале восемь с половиной лет. На страницах этого журнала печатались статьи его по вопросам философии, эстетике, большое исследование о великом немецком просветителе Лессинге и критике В. Г. Белинском, статьи о творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина. Когда по почину самого царя Александра II началось обсуждение вопроса об освобождении крестьян от крепостной зависимости, то им были опубликованы статьи об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Он пропагандировал в своих статьях идею крестьянской революции. Он делал это при помощи эзопова языка, то есть посредством иносказаний, намеков, тонких употреблений, сравнений и т.п. Он писал, например, что каждый год бабы и девки занимаются прополкой сорной травы, а трава вырастает вновь и вновь. И так будет до тех пор, пока их мужья и братья не догадаются, не убедятся в том, что с сорной травой можно покончить только пропашкой.

литература | Просмотров: 1263 | Загрузок: 68 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Гиляровский или дядюшка Гиляй, как его любовно называли москвичи.

"Я-москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я -москвич! " Невозможно представить себе Москву конца Х1Х века и начала ХХ векам без Гиляровского, как немыслимо представить ее без Кремля, Третьяковской галереи, Художественного театра.

Он был знатоком московского "дна", знатоком Хитровки- приюта нищих, босяков, отщепенцев - по большей части одаренных простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.

Хитровка любила Гиляровского, как своего защитника, который не гнушался бедностью и понимал всю глубину хитрованского горя и безрадостной жизни. Сколько нужно бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы завоевать любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

Один только Гиляровский мог спокойно и безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые хитрованские притоны и ночлежки. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца.

Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву, как Гиляровский. Было просто непостижимо, как может память одного человека сохранить столько характерных историй о людях, улицах, окраинах, площадях, садах и парках, да, к примеру, почти о каждом трактире старой Москвы. У каждого трактира было свое лицо и свои завсегдатаи- от аристократического "Трестого" до студенческой "Комаровки" у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у Савелевского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы, где, бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина "оркестрион" гремела песню: "Шумел-горел пожар московский".

Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени.

Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени.

Поэтому так ценны для нас работы такого писателя, как Гиляровский, - летописца быта и комментатора своего времени.

К сожалению, таких писателей у нас почти не было. Да и сейчас нет.

А они делают огромное культурное дело.

О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: "Моя Москва".

Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был средоточием артистической, газетной и художественной Москвы. По существу это был (как и сейчас остался) музей культуры, живописи и быта чеховских времен.

Необходимо сохранить этот дом не только как культурную ценность, как дом, связанный с именем Гиляровского, но и как образчик московского житейского обихода конца Х1Х века.

Есть люди, без которых не может существовать литература. Это люди-своего рода бродильные дрожжи, искристый винный сок. Не важно - много ли они или мало написали. Важно, что они жили, и вокруг них кипела литературная жизнь того времени, а вся современная им история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время.

литература | Просмотров: 1441 | Загрузок: 69 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Какое может быть отношение у русского человека к Наполеону, если он пытался завоевать его Родину? Пусть даже 185 лет назад. Но попытаемся отбросить ярлык, и оценить Наполеона как личность, а не агрессора. Прежде всего, я одобряю деятельность Наполеона как политика.

Проявив себя при мятеже 1793 года и получив популярность в широких массах народа, он дождался момента, и 1799-м году, опираясь на поддержку буржуазии, Бонапарт разогнал Директорию.

Вторым разумным поступком Бонапарта стало сохранение завоеваний революции, выгодных буржуазии, а в известной мере широким слоям народа, - свободу предпринимательской деятельности, упразднение сословий; земля, которую получили крестьяне, осталась в их руках. Но он гнал всякое, даже отдаленное представление о свободе. Наполеон беспощадно расправился с якобинцами, закрыл 60 газет из 73, существовавших во Франции. Если подумать, то и этот поступок был правилен, хотя и казался издевательским: закрытие газет вызовет меньше недовольств, чем какая-нибудь статья в них, критикующая политику Наполеона.

Перед смертью, в английском плену на острове Святой Елены, Наполеон со свойственной ему точностью и краткостью сказал: "Я сохранил интересы революции. Это составляло мою силу. Я сохранил интересы и изгнал теорию.” . Особое внимание Наполеон уделял организации полиции. Он поставил во главе ее Фруше, очень ловкого шпиона, хитрого провокатора, но также завел и доверенных шпионов, чтобы те следили за самим Фруше. А чтобы уловить момент, когда Фруше это заметит, и попытается подкупить их, Бонапарт держал третью группу шпионов, которые следили за шпионами, которые следили за Фруше. Как видно из закрытия газет и последнего, Бонапарт очень боялся предательства и бунта. Поэтому всячески старался узнать о нем до его свершения и предотвратить его, начиная с корней - не давать повода к заговорам. Он вел жесткую политику, удерживающую его на месте управления.

Для осуществления своих планов - он хотел сделать буржуазию Франции главенствующей во всем мире - Наполеон предпринял политическое предприятие. Им была экономическая блокада Англии, главного соперника Франции. Для поддержания этого предприятия Бонапарту пришлось принять целую серию войн, и заставить подписать поверженные страны соглашение на поддержку этого предприятия.

литература | Просмотров: 1228 | Загрузок: 71 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов.

 

По мнению В. Г. Белинского, "Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека. А И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний” писал: "Горе от ума” – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.” . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу "века нынешнего” с "веком минувшим” , Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – "обеды, ужины и танцы” . И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: "умеренность” и "аккуратность” . При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди "мучителей” , оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

литература | Просмотров: 1591 | Загрузок: 83 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по "социальному заказу” .

Маяковский всегда был там, где "нужно” . "Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.

А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от "разной дряни и ерунды” . Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били без промаха. "Поэт вылизывал чахоткины плевки” , - с гордостью скажет он себе потом.

Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит. Когда за дело берется гений, оживает и реклама ("Нигде, кроме как в Моссельпроме” , "Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать до старости лет” . Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все будет. А вот "Курить бросим - яд в папиросе” ) .

Маяковский с полным правом скажет потом: "Я себя смирял, становясь на горло собственной песне” . Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.

В статье "Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. "Первый, купивший книжку о рыжем Мотеле, - я” , - говорил он и считал эту стихотворную "Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать Уткина, и в статье "Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже упомянут.

литература | Просмотров: 965 | Загрузок: 106 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

"О, четырежды славься, благословенная! " - такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменениями действительности. Резко меняется тональность стихов.

Господствующий в дооктябрьском творчестве поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гимнов, образ повелителя Всего) , мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен.

"Ода революции", "Левый марш", "Мистерия - буфф", "Потрясающие факты" - эти первые образцы социалистического искусства Великого Октября захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством, Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира.
литература | Просмотров: 936 | Загрузок: 68 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) , русский поэт.

В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский” , 1914, поэмы "Облако в штанах” , 1915; "Флейта-позвоночник” , 1916; "Человек” 1916-17) . После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф” , 1918, поэмы "150000000” , 1921, "Владимир Ильич Ленин” , 1924, "Хорошо!” , 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся” , 1922, до пьесы "Баня” , 1929) . В поэме "Во весь голос” (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке” . Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х гг.

Семья. Учеба. Революционная деятельность

Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-06) , затем в 5-й московской гимназии (1906-08) , откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908) , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов) .

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Маяковский и футуризм

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов "Гилея” (см. Футуризм) . С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов "Бубновый валет” и "Союз молодежи” . Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее "лесенкой” ) , которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы "Гилея” "Пощечина общественному вкусу” , где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре "Луна-парк” в 1913 его стихотворной трагедии "Владимир Маяковский” (опубликована в 1914) . Декорации для нее писали художники из "Союза молодежи” П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

"Творец в горящем гимне” . Поэзия 1910-х гг.

литература | Просмотров: 1033 | Загрузок: 77 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) , русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы” (т. 1-3,1898-99) , где носителями новой, "свободной” морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне” , 1902) , поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском” цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина” , 1910-11) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли” (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство” (1913-14) , "В людях” (1915-16) , "Мои университеты” (1922) . Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычев и другие” , 1932) , в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина” (т. 1-4,1925-36) . За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в т.ч. теории социалистического реализма) .

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века” ) и советской литературы.

Происхождение, образование, мировоззрение Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, "насытив” , по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни” ("Детство” ) .

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой” . Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик” в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...” — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба” .

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ” , странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В.  Гете до позитивизма Ж. М.  Гюйо, романтизма Дж.  Рескина и пессимизма А.  Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом” К. Маркса и "Историческими письмами” П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

литература | Просмотров: 1185 | Загрузок: 73 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-16 | Комментарии (0)

Поиск
Друзья сайта
Падение в невесомость
Вот и готово - контрольные, курсовые, дипломные на заказ


Copyright pomoch © 2024
Сайт создан в системе uCoz