русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
... Моим стихам, как драгоценным винам Настанет свой черед.
М. Цветаева Русская поэзия наше великое духовное достояние, наша
национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о
них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее
время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам
возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные
русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина
Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время
забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять
ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мне ближе и дороже образ М. И.
Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного
человека.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По
происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой
научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича,
университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев
(ныне музея Изобразительных Искусств) , до поры до времени оставалось скрытым,
подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась
воспитанием детей до самой своей ранней смерти, - по выражению дочери, завила
их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать
поэтом".
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый.
Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: "Марина Цветаева
совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и
любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее
жизнь была клубком прозрений и ошибок".
Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу:
"Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила
она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была
в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности"
у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и
до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.
Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в
тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по
семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в
музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в
ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски, по-немецки) , печататься - с шестнадцати. Герои и события
поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу".
Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только
в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а
написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые
наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества
Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости
и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и
правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне-- не странники-богомольцы. Они символ
тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь
мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и
"рабы". О последних хочется поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие,
которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков
Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает
жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы
холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый
князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное
вино.
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая...
Он молится: "Оставь мне, господи, Болезнь мою почётную, По ней
я дворянин! " Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один
называет себя рабом, недостойным, а барина-князюшкой. Другому дал оценку сам
Некрасов: Был Клим мужик: и пьяница, И на руку нечист.
Работать не работает, c цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны
предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции
его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о
шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Роман-эпопею "Война и мир” я прочитал незадолго до начала его
изучения в школе. Уже читая роман, я представлял, как и о чем я буду говорить
на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло.
И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая,
я решил - Наташа Ростова! Почему? А потому что мне мил этот герой, можно даже
сказать, что я влюблен в него.
Впервые в романе мы с ней встречаемся на ее же именинах. Мы видим
молодую, энергичную, веселую, с очаровательными глазами и одновременно
некрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь она ведет себя немного нагловато,
чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать:
"Мама! А какое пирожное будет?” Она знает, что это ей сойдет с рук.
Все ее великолепие видно на ее первом балу. Мы замечаем, что все ее
поступки исходят из нее самой, и она не волнуется о том, что думают о ней
окружающие.
Для сравнения Наташи с кем-нибудь из героев лучше всего взять Элен
Безухову, жену Пьера. Во всем романе писатель не перестает показывать ее
физическую красоту.
Но не трудно заметить, что Толстой представляет нам Безухову идеалом
женской красоты, а Наташу - души. У Ростовой прекрасная душа! Любящая,
сострадающая, понимающая. Она очень хорошо понимает внутреннее состояние людей.
И все же иногда мы видим Наташу совсем другой. Особенно ярко эта
перемена заметна, когда мы видим ее после неудачной попытки побега с Анатолем
Курагиным. Или во время войны 1812 года. В такие минуты писатель представляет
нам ее особенно уродливой, с большим ртом.
Наташа представлена нашему взору не очень умной девочкой, но это не
мешает читателю испытывать к ней симпатии. Ведь в ней столько прекрасного! Она
очень хорошо поет. Видно, что это у нее от природы. Наташа способна помогать
людям жить: вдохновляет их, делает лучше, добрее. К примеру, Николай,
вернувшись домой с большим проигрышем и упадшим духом, слушая Наташу,
возвращается к жизни, чувствует себя лучше. Или ночь в Отрадном. Наташа у
открытого окна высказывает свои чувства к природе. Случайно их разговор услышал
князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время "ушел в себя” . Этот
разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю)
1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из
помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской
губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не
интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но
службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его
Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались
литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам
пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только
знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал,
происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе
Пушкина.
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся
французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на
ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в
подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая
дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да,
по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.
Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: "До
одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.
Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом
году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке
маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало
заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был
француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла
из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в
кабинете отца пожирал книги одну за другою". В 1810 году возник проект
устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при
дворце Александра I.
Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда
своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в
Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12
августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт
лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым
учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети
средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы
ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через
Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.
В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор
Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском
Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы
с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии
Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс
было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять
товарищей.
В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было
прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - "Жано” , Вельгельм
Карлович Кюхельбекер - "Кюхля” , "Глиста” , сам Пушкин - "Француз” и множество
других забавных прозвищ.
В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за
что он и получил прозвище "француз". Среди лицеистов проводились
пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из
русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся
вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в
частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который
находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их
влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.
О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это
разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт.
Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт
считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом,
способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.
Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели
ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично
начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и
кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты "от ума” .
Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют
форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм,
форма, содержание.
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь
юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина.
Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию
стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о
скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он,
возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких
строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с
действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая
протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно: И
пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою
вечною сиять.
Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе
ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:
Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке,
то в карете, То в телеге, то пешком?
Когда читаешь стихотворение "Обвал” , невольно приходит на память
гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.
... И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы,
человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю
свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся
еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям,
единомышленникам. Таким является стихотворение "К Чаадаеву” . В строках,
лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы
освобождению народа.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне
посвятим Души прекрасные порывы!
Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в
знаменитой оде Пушкина "Вольность” . Главная мысль оды в том, что "вольность”
возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют
законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит
предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.
Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу Твою погибель,
смерть детей. С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия
народы. Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.
Царь рассвирепел, прочитав эти строки. "Пушкина надо сослать в
Сибирь, - заявил он. - Он бунтовщик хуже Пугачева” .
"Любовь это жизнь, это главное От нее разворачиваются и стихи,
и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, все
остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце работает, оно не
может не проявляться в этом во всем. "
(Из письма Маяковского к Л. Брик 5 февраля, 1923 г.)
Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два понятия
несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на
ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется
желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за
последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих
по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я
узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится как поэт.
Настоящим откровением для меня стала любовная лирика
Маяковского.
О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие
поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник",
"Человек", "Люблю", "Про это". Мне кажется, что
именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего
созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к
многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: "... поэт
не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы"
(М. В. В. Соч. в 2-х т.
М., 1988 - Т. II - с. 725) ; "меланхолическая нудь"
("О поэтах") , или: "Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на
арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...
" ("Приказ N 2 Армии Искусств") . Думается, что в этих и
подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это
выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных
отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне
кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к
искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными являются
размышления:
"Эта тема придет, прикажет:
"Истина"
Эта тема придет, велит:
-"Красота"...
(из поэмы "Про это")
"Даже если, от крови качающихся, как Бахус, пьяный бой идет
слова любви и тогда не ветхи"
("Флейта-позвоночник")
И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная
лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между
поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания
подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения. Разрешение этой
задачи я начала, конечно, с изучения личной жизни В. В. Маяковского.
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные
увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи
оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии.
Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне
Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой,
ставшей одним из прототипов Марии "Облака в штанах".
Итак, Лилия Юрьевна Брик. Ее отношения с Маяковским начались с
посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая, а закончились тем, что
он назвал ее имя в посмертной записке.
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми,
многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же,
показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка! "
Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением
"Лиличке" только в 1934 году.
Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:
"... Кроме моря любви твоей, мне нету моря,
а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.
"
Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он узнал
родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала во Францию и стала
знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой писателя-коммуниста Луи Арагона.
Это она ввела Маяковского в семью Бриков. (Забегая вперед, хочу заметить, что
именно в доме Эльзы Триоле произошло знакомство Маяковского с Татьяной
Яковлевой) . Итак, знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на
даче в подмосковной Малаховке. Поразительно, что Маяковский, увидев Лилю,
мгновенно переключился с тогда еще незамужней Эльзы на ее уже замужнюю сестру.
И все это творилось в присутствии законного супруга.
Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и
чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского
изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя
социалистического общества.
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика
социалистического строительства, превосходство социалистического строя над
капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта
и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.
Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского
человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу.
Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать
"естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать,
дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный
ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.
Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое
бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался
глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором
настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.
Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ
о Кузнецкстрое") . Во время строительства города мужественные люди живут
под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы
упрямо шепчут в лад:
... через четыре года здесь будет город-сад!.
Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт
посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте
пароходу и человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте".
Первое стихотворение воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте,
героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит
встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но
постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ
человека.
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о
жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и
будущем.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём
воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они
верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В
окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами,
своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – "любимый идеал поэта” ,
таков и лирический герой стихотворения "Парус” .
…. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой.
То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и
воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
…Мелькают образы бездушных людей,
Приличьем стянутые маски,
Пишет он в стихотворении "1–е января” . Именно поэтому на
последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в
некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда
предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств: О, как мне
хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый
горечью и злостью! … Поэт воспринимает современную ему Россию как "страну
рабов, страну господ” , как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило
непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более - "друзей клевета
ядовитая” . Все это усиливало трагический характер его поэзии:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
… А годы проходят – все лучшие годы!
… И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти
Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его
знаменитое стихотворение "Смерть поэта” . Но писал Лермонтов уже многие годы.
Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Он не был с
ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о
том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было
стихотворение "Бородино” . В стихотворении "Бородино” рассказ о войне доверен
старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на
войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи солдата ("Постой-ка, брат мусью” )
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой
лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени
всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к
серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность
людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: "Уж мы пойдем
ломить стеною...” . Основная мысль стихотворения выражается в словах: "Да, были
люди в наше время, не то, что нынешнее племя...” . В этих словах жалоба на
настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести.
Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не
откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении,
которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для
лирики Лермонтов свойственны двойственность в восприятие мира, такая же,
которую он показал в своем романе "Герой нашего времени” . В душе Лермонтов был
свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. "В уме
своем я создал мир иной...” . Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов.
За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество
философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о
природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя
охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и
печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально
хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми
войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей
мировой литературе нового времени "женская" поэзия- поэзия Анны
Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков,
оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли
молодую Ахматову.
Анна Андреевна Горенко родилась 11(23) июня 1889года под Одессой.
Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село, где прожила до
шестнадцати лет. Первые воспоминания Ахматовой были царско-сельскими: "...
зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где
скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал... " Училась Анна в
Царскосельской женской гимназии. Пишет об этом так: "Училась я сначала
плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно". В 1907году Ахматова
оканчивает Фундуклеевскую гимназию в Киеве, потом поступает на юридический
факультет Высших женских курсов. Начало же 10ых годов было отмечено в судьбе
Ахматовой важными событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела дружбу
с художником Амадео Модильяни, а весной 1912года вышел ее первый сборник стихов
"Вечер", принесший Ахматовой мгновенную славу. Сразу же она была
дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали
литературным событием. Чуковский писал, что Ахматову встретили
"необыкновенные, неожиданно шумные триумфы". Ее стихи были не только
услышаны, - их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы,
ими даже объяснялись влюбленные. "Вся Россия, - отмечал Чуковский, -
запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя
от того, кто оттолкнул ее".
" Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Песня последней встречи.
РОМАННОСТЬ В ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ
Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер",
"Четки", "Белая стая") - почти исключительно лирика любви.
Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно
вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.
Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам
чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в "Аполлоне", но, к
сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое
время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и
заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с
теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или
литературоведческими теориями.
Выступавший на вечере Ахматовой(в Москве в 1924 году) , Леонид
Гроссман остроумно и справедливо говорил: "Сделалось почему - то модным
проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на
"Четках" и "Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и
трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком
материале этих замечательных образцов любовной элегии. К поэтессе можно было
применить горестный стих Блока: ее лирика стала "достоянием доцента".
Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно, но это менее
всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого
бесчисленным читательским поколениям".