Главная | RSSВторник, 2024-12-24, 6:38 PM

Помощь ;)

Реклама
Меню сайта
Категории раздела
связи с общественностью [1]
Public relations
деловой протокол [4]
этикет и деловой протокол
конфликтология [6]
конфликтология
литература [115]
русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Статистика


Каталог рефератов

Главная » Файлы » гуманитарные дисциплины » литература

В категории материалов: 115
Показано материалов: 71-80
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 11 12 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

  Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов - великие писатели русской классической литературы. Из-под их пера вышло много бессмертных творений. Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают такие произведения как "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Герой нашего времени". И если рассматривать героев-дворян у этих авторов, то это следует делать на примере Чацкого, Онегина и Печорина. Начну с Чацкого.

Его эмоциональный портрет одновременно удивительно прост и многообразен. Он типичный положительный герой, страдающий максимализмом, который проявляется во всём. Если он любит, то так, что"…ему мир целый казался прах и суета! ". Чацкий оскорбительно честен, имеет незаурядный ум, постоянно "алчущий познаний". Он страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. И не трудно понять, что такую личность ждёт разочарование. Ведь Чацкий-герой, а следовательно должен страдать. Но проблема состоит в том, что он упорно не хочет этого делать. Ему просто некогда страдать, ведь у него столько дел: жениться на Софье, открыть всем глаза, спасти Россию. Так например его блестящий ум позволяет ему трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести; но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Доходит до смешного: Софья в открытою: "Я его люблю" (о Молчалине) ; Чацкий: "Шалит, она его не любит. " Дальше - лучше. Чацкий - великий оратор в обществе глухих. Главный герой "Горе от ума" любит и умеет говорить. Но после монолога героя Фамусов закрыл уши и кричит: "под суд, под суд". И эта модель диалогов Чацкого с окружающими его людьми.

Итак, бал. Главное событие комедии. Перед Чацким предстаёт светское общество. Увиденное не понравилось молодому человеку. Он понимает, что в этой среде процветают прислужники. И его любимая девушка не оказалась исключением, выбрав себе "мужа - мальчика, мужа слугу. " А если появится человек, который в науке "впретит ум, алчущий познаний, или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, - они тот час: разбой! пожар! " Чацкий - как инородная частица в современном ему обществе. Своими речами он с лёгкостью разрушает привычные моральные устои. И вследствие этого он был "забракован" и отторгнут. Возможно, имей Чацкий побольше чинов и денег, его идеи воздействовали бы на умы (если такие имелись бы) окружающих его людей. Но по воле автора Чацкий всего лишь приехавший после долгого отсутствия человек, С непонятными и пугающими принципами. Непонятый, отвергнутый, высмеянный Чацкий покидает Москву. Увозя с собой лишь "мильон терзаний". Но он ещё вернется и не один.

Но если Чацкий презирает светское общество, то есть другой молодой человек, который чувствует себя в нём вполне комфортно. По крайне мере некоторое время. "Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет". Обладал всеми талантами светского повесы. Вёл увеселительный образ жизни. Не питал интереса к наукам. "Читал, читал, но всё без толку". И легко догадаться, что Онегиным вскоре овладела скука (опять-таки модная в то время) . Из такой ситуации есть два выхода: застрелиться или сменить обстановку. Будучи прагматиком, он выбрал второе. Так Евгений оказывается в деревне. От нечего делать сдружился с Ленским. По этой же причине бывает в гостях у Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в Онегина и пишет ему премилое любовное письмо. В ответ Евгений читает ей лекцию о прелестях свободной жизни. Вскоре после этого события Онегин получает вызов на дуэль от Ленского. В результате его поползновений в сторону Ольги, невесты Ленского. Боясь сплетен о трусости, Евгений принимает вызов. Но репутация - не первопричина. Дело в том, что ему всё ещё скучно. А дуэль - событие, повод всколыхнуть в душе хоть что-то. Результат дуэли вызвал в Евгении ужас. Убит поэт. Онегина мучили угрызения совести. Но не сильно. И не долго. К весне о Ленском все забыли. Ольга вышла замуж… С кем не бывает. 

литература | Просмотров: 923 | Загрузок: 71 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.

Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.

Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей" (Лермонтов) .

С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к маскараду.

Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные". Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная операция", тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию.

О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?

литература | Просмотров: 1165 | Загрузок: 81 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях социально - политических преобразований о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он - тот "новый человек", который несет в себе "дух времени", идею жизни, цель которой - свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т.п. Воротившись в Россию и попав "с корабля на бал", Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные "берега", что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен. В образе Чацкого ограждены черты декабриста эпохи 1816 -18 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, "обливаясь слезами", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Пологому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но Государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. И Чацкий оставляет столицу. Он пытается служить Отечеству иначе: "славно пишет, переводит". Неслучайны эти слова Фамусова, ведь не водевили же будет писать и переводить пылкий Чацкий, мечтающий об общественном служении! Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах - как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними.

Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо) , но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему") .

Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь! " Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.

Итак, Чацкий - новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода - вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным", - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать"... - так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода".

литература | Просмотров: 905 | Загрузок: 79 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Обзор биографии.

Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 г. в Духов день — 16 мая. Отец — А. М. Кириенко-Волошин, по происхождению из запорожских казаков, — после рождения сына оставил семью и вскоре умер. Воспитанием ребёнка занималась мать — Елена Оттобальдовна.

Детство Волошина, по его словам, проходило в кругу взрослых людей, домашних животных, книг. В пять лет он уже бегло читал, а ещё раньше помнил многое наизусть из русской классики. Учась в гимназии и университете, переводил из Гейне, Ленау, Фрейлиграта. На его развитие влияли и французские писатели, особенно Верлен и Малларме. Позже Волошин назовёт Париж своей духовной родиной. С детства он бредит стихами и даже "молится о том, чтобы стать поэтом” . В ранних поэтических опытах заметно подражание Брюсову.

Гимназию он закончил в Феодосии, провинциальном городке, вдали от родительского дома. В нём рано проявилась самостоятельность. Ничему путному, как ему казалось, он в гимназии не научился, равно как и в Московском университете, куда поступил в 1897 г. на юридический факультет.

В 1899 г. Волошина изгнали из него за участие в студенческих беспорядках. Несмотря на скорое восстановление в университете, Волошин всё же покинул Москву. В 1901 г. он переехал в Париж, чтобы слушать лекции в Сорбонне и Русской высшей школе общественных наук, заниматься самообразованием.

В той среде, которая окружала его в Париже, увлекались средневековой и восточной мистикой. Взгляды восточных философов на жизнь как на особый, данный свыше путь для духовных исканий оказались чрезвычайно близкими Волошину. Сам он прошёл через краткое увлечение социализмом, был масоном, изучал буддизм (в Париже познакомился с одним из тибетских лам) , а затем антропософию. Противник всякого насилия над личностью — религиозного или политического, — искатель тайных связей между минувшим и настоящим, Волошин блуждал от одного учения к другому, стремясь найти то, которое укажет путь истинный.

Окончательно "выплавить свой дух” Волошину всё же суждено было не в Париже, а в Киммерии — так вслед за древними греками он называл восточную часть Крыма, когда-то населённую племенами киммерийцев. Здесь, в Коктебеле, где Волошин впервые побывал в 1893 г., он начал спустя десять лет строить по собственным чертежам дом, названный им впоследствии Домом Поэта. Сюда Волошин приезжал в 1907 г., чтобы вдали от шумных столиц изжить боль от разрыва с первой женой — Маргаритой Сабашниковой.

Сюда возвратился он из Парижа в апреле 1916 г., чтобы поселиться уже навсегда, вплоть до самой смерти. В Коктебеле Волошин пережил революцию, Гражданскую войну, годы террора. Чуждый советской власти, он мог эмигрировать, мог покинуть Родину, но предпочёл иную судьбу:

Чтоб в годы лжи, паденья и разрух В уединеньи выплавить свой дух И выстрадать великое познанье.

"Дом поэта”

Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в мистические переживания и мало приспособленным к реальной жизни, Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем матери Марии. В стихотворении "Дом поэта” (1926 г.) Волошин, вспоминая о Гражданской войне, писал:

В те дни мой дом — слепой и запустелый —

Хранил права убежища, как храм,

И растворялся только беглецам,

Скрывавшимся от петли и расстрела.

И красный вождь, и белый офицер —

Фанатики непримиримых вер —

Искали здесь под кровлею поэта

Убежища, защиты и совета.

литература | Просмотров: 1961 | Загрузок: 78 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества.

С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею ", а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ". Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов ". Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны ", действовавшей с " простотой " и " целесообразностью ". Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года.

литература | Просмотров: 1123 | Загрузок: 77 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского - еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал Белинского в своих оценках, поскольку тот печатался в "толстом” ежемесячнике ("Отечественные записки” ) . Белинский, несомненно, бывал, удовлетворен, встречая рецензии, в которых молодой литератор язвительно высмеивал псевдоисторические повести К.  Масальского и М. Загоскина, высокопарно-романтические стихи забытых ныне авторов и - что еще важнее – казенно-монархические сочинения Н. Полевого и Ф.  Булгарина, претендовавших на первые места в литературе и журналистике.

Белинский надолго запомнил некрасовский фельетон. Через несколько лет, в 1847 году, он заметил в одном из писем: "…Некрасов – это талант, да еще какой! Я помню, кажется, в 42 или 43 году он написал в "Отечественных записках” разбор какого-то булгаринского изделия с такой злостью, ядовитостью, с таким мастерством, – что читать наслажденье и удивленье” .

Это была высокая похвала в устах Белинского.

В середине 1842 года произошло знакомство Белинского и Некрасова. Некрасов сразу же понравился Белинскому. Знакомство вскоре перешло в дружбу. В кружке, который собирался вокруг критика, было немало талантливых людей, их связывали вполне дружеские отношения, но только в Некрасове Белинский увидел представителя новой разночинной интеллигенции, к которой принадлежал и сам.

Белинскому нетрудно было угадать подлинное призвание Некрасова. По словам И. И.  Панаева, он полюбил его за "резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни и которому Белинский всегда мучительно завидовал” . Белинский начал увлеченно работать над развитием Некрасова, над расширением его кругозора; он старался внушить ему те истины и то направление мысли, которые казались ему единственно справедливыми.

О чем были их разговоры? Конечно, о литературе, о новых книгах, о журналах, но, прежде всего о том, что особенно волновало в это время критика: с увлечением он развивал перед друзьями идею социализма, мысль о необходимости свободы для большинства. Некрасов был благодарным и внимательным слушателем. Нередко, засидевшись у Белинского часов до двух ночи, он потом долго бродил по пустынным улицам в возбужденном настроении – столько было нового и непривычного в том, что он слышал. В позднейших стихах Некрасов указал те предметы, которых чаще всего касался Белинский: Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе… ("Медвежья охота” , 1867) Лозунги Великой французской революции, названные здесь, показывают, что Белинский с полной откровенностью излагал в кружке свои самые заветные убеждения. Некрасов понимал и ценил это. По свидетельству Достоевского, он благоговел перед Белинским. Отныне все главные литературные замыслы Некрасова, его издательские начинания складывались под влиянием идей и вкусов Белинского. Именно он убедил молодого писателя окончательно отказаться от мелкой литературной работы, считая, что для него уже пришло время приняться за большое сочинение. Некрасов так и поступил. Опираясь на весь накопленный запас петербургских впечатлений, он начал в 1843 году писать роман, озаглавленный "Жизнь и похождения Тихона Тростникова” , который был опубликован лишь в 1931 году.

литература | Просмотров: 1036 | Загрузок: 71 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.

Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой "разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала "Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества "Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы "устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей.

литература | Просмотров: 1849 | Загрузок: 108 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава "судьи праведного” . Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.

Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе.

Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал "бесповоротно подозрительным.

С ярлыком "политически неблагонадежен” Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющемся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно, то о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.

В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал – за попытку к бегству) Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.

литература | Просмотров: 765 | Загрузок: 82 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Хлебников, Велимир (Виктор Владимирович) [28. Х(9. ХI) . 1885, Малодербетовский улус б. Астраханской губ. ] – поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье учёного- естественника, орнитолога и лесовода[1]. С 1903 г. – студент Казанского, в 1908-1911 гг. - Петербургского университета (не окончил) . В Петербурге посещал литературные "среды” в "башне” Вяч. Иванова и "Академию стиха” при журнале "Аполлон” . С поздним символизмом Хлебникова сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору. Однако не смотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма” , Хлебников был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на природу Слова (языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлечённом слове закодированные” вечные сущности” и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к” первозданной ясности прошлого” . Философско-эстетическая ориентация Хлебников была принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по соц. заряду 1905 г.:” Мы бросились в будущее…от 1905 г. ". Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, напряжённо размышляя над ходом истории, Хлебников предпринял утопическую попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего человечества[2]. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластично и циклично повторяющегося в своём круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в "научно предсказуемое” будущее. Хлебников подходит к данному вопросу как учёный-исследователь, но, будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему наряду с другим его постоянным героем своей поэзии – Словом, языком. Слово в его философско-поэтической системе переставало быть только средством передачи его культурной традиции в её смысловых и эстетических значениях, а становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время, зафиксированное Словом и превращённое в пространственный фрагмент, осуществлялось искомое философское единство” пространства-времени” . Единство, допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, поддающееся активному регулированию по воле речетворца. Создавалась внешне логически-ясная концепция преодоления физического времени как пространства за счет реставрации (в прошлом) и реконструкции (в настоящем и будущем) слов-вещей и пересоздания на этой основе всей застывшей в пространстве и времени системы узаконенных художественных форм и социальных институтов. Открывалась как бы единая "книга бытия", книга Природы – утопическая мечта Хлебникова поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою жизнь.

Искания Хлебникова вполне согласовывались с общим путем устремленного в будущее футуризма, относившего смыслы, в противовес символистским, потусторонним отвлеченностям, к чувственным данностям. Это происходило и в живописи, также искавшей единство "пространства – времени” и насыщавшей пространственную изобразительность "четвертым измерением” , т.е. временем. Не случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим первой публикации поэта (Искушение грешника // Весна. – 1908. - № 10) , и сближения с группой поэтов и художников (Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, М. Матюшин) Хлебников становится "невидимой” , но главной "осью вращения” футуризма.

литература | Просмотров: 1099 | Загрузок: 69 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

"Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы.

Для нас орудие одно...”

(А. С. Пушкин "Евгений Онегин” )

"Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе”

(Английская мудрость)

 

Цели и задачи

Роман "Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге, "в тяжёлую минуту грусти и саморазложения” , в остроге, куда он был брошен в 1850 году как государственный и политический преступник. Именно там у него зародилась мысль об "идейном” преступнике, разрешившем себе "кровь по совести” , "моральный эксперимент” . Мучила Достоевского и мысль о "Наполеонах” , присвоивших себе право обрекать на гибель, "тратить” миллионы людей. В 1963 году он сказал А. П. Сусловой поразившие её слова; впоследствии она записала их в дневнике: "Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: "Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: "Истребить весь город” . Всегда так было на свете” ” . [1] Замысел созревал долго и мучительно в сложную эпоху конца пятидесятых - начала шестидесятых годов прошлого века. Освобождение крестьян в 1860 году, казалось, открывало новую эпоху радужных перспектив перед российским обществом. Но очень скоро стало ясно, что реформа не принесла желанного перелома, не стала прологом нового времени. Наоборот, на сцену вышли новые социальные хищники — буржуа-дельцы с их идолом "золотого тельца” . Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных процессов. Салтыков-Щедрин писал об этом времени: "Да, в такие минуты действительно нечто упраздняется, но это "нечто” есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю её цену и смысл. А на место упразднённого, просто-напросто, выступает на сцену тёмное хищничество...” . [2] Годы, когда создавался роман "Преступление и наказание” , были и для самого Достоевского годами тяжёлого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864 году, уходят из жизни самые близкие ему люди — жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович — единомышленник и сотрудник Аполлон Григорьев. "И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно, — пишет он другу. — Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало всё вокруг меня холодно и пустынно” . [3] А вскоре после смерти ближайших сотрудников по изданию журналов — М. М. Достоевского и А. А. Григорьева — терпит крах и журнал "Эпоха” . "На мне, кроме того, до десяти тысяч вексельного долга и пять тысяч на честное слово... О друг мой, я охотно пошёл бы опять в каторгу на столько же лет, чтобы только уплатить долги и почувствовать себя опять свободным” . [4] Когда писал Достоевский "Преступление и наказание” , жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли "соединённых петербургских улиц и переулков” , лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.

В каморках и на улицах этого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни — ситуации, характеры, драмы — такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. "Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, — записал Достоевский в "Дневнике писателя” , — и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира” . [5] Это и делал Достоевский, извлекая из фактов, до него находивших место лишь на страницах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.

литература | Просмотров: 980 | Загрузок: 74 | Добавил: admin | Дата: 2010-02-14 | Комментарии (0)

Поиск
Друзья сайта
Падение в невесомость
Вот и готово - контрольные, курсовые, дипломные на заказ


Copyright pomoch © 2024
Сайт создан в системе uCoz