русская литература (древнерусская литература, литература восемнадцатого века, литература девятнадцатого - начала двадцатого веков, советская литература), литературоведение и литературная критика, зарубежная литература (античная литература, литература Средних веков и эпохи Возрождения, зарубежная литература семнадцатого - двадцатого веков, литература стран Востока) и т.д.
Он жил, всем сердцем своим стремясь "служить родине словом правды и
истины” , искать лишь "правды в жизни” , давая всякой картине, говоря его
словами, "освещение подлежащее и толк по разуму и совести” . Каждое его
произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная
мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая
эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
"Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно” – так на
склоне лет писал Н. С. Лесков. В те годы, когда о лесковских произведениях
немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: "Лесков –
писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна” . Судьба
писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных
идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он стремился
говоря словами Горького, "ободрить, воодушевить Русь” .
Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено
противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и
эстетической цельностью. Произведения писателя объединяют пафос высокой
нравственности и яркая самобытность поэтических форм.
Его видение действительности, его поэтика органически сочетали
реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных,
иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и
глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.
В рассказах и повестях Лескова, словно заново рожденные, возникали
почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь
русский мир. Здесь представала и "отходящая самодумная Русь” , и современная
ему действительность.
Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И, несмотря на
невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко
демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал он в защиту
чести, достоинства человека и постоянно ратовал за "свободу ума и совести” ,
воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя
приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В
своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и
страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и
поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг
писателя…
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье
небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился
сын Николай.
В Орле, недалеко от крутого обрыва над рекой Орликом, некогда стоял
высокий деревянный дом с мезонином, в котором прошло его детство. Семья
Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновник орловской уголовной палаты,
отличавшийся "твердостью убеждений” близкий в прошлом к Рылееву и Бестужеву,
ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах с губернским начальством. Семья
переселилась в Кромской уезд на небольшой хутор Панино. Там, как вспоминает
писатель, где "была водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около
сорока десятин земли” .
Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика. Навсегда
запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и
благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он в глуши
Кромского уезда от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель
народным миропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, "верил в
народные приметы, хотя и старался этого не показывать” . Всю жизнь испытывал он
глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить
полноту духовности народа. Постижение народной жизни рождалось прежде всего в
самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.
Пять лет провел Лесков в стенах Орловской гимназии. Учение в
гимназии не много прибавило к его образованию. Господство схоластики, розог и
многое другое "имело вредное влияние даже и на нравственную сторону
воспитанников” . Не окончив гимназии, начал Лесков свою службу чиновником
Орловской уголовной палаты. Здесь в большом многообразии раскрывались перед ним
всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людских судеб, в которых он
принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в его произведениях
воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбе крепостных
("Житие одной бабы” 1863; "Тупейный художник” , 1883) , и уголовные драмы
("Леди Макбет Мценского уезда” 1865; пьеса "Расточитель” , 1867) , и ужасающие
картины голода в деревне ("Юдоль” , 1892) , и о замечательных людях из народа,
благородных чудаках и праведниках ("Однодум” , 1879; "Кадетский монастырь” ,
1881; "Несмертельный Голован” , 1880, и др.) .
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в
высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович,
вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII
века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом,
знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал
причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена
уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы
Блока прошли сначала в петербургском "ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич
Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета) , затем,
после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича
Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении
Шахматове.
В либеральной и "народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались
литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и
многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь
занималась переводами научных и художественных произведений. "Список ее трудов
громаден” , — вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически
занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем
непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас
дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако
серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением
юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского,
падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический
факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на
славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно
закончит его в 1906 году) .
Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее
проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от
последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во
времени произведение, как отражение пройденного поэтом "пути” . На эту ее
особенность указывал и сам Блок.
Повторимся, что в 1910—1911 годах, подготавливая к изданию свое
первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное
деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918—1921) , хотя
внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома
включают в себя 18 лирических циклов ("стран души” , по выражению поэта) . В
предисловии к первому изданию "Собрания стихотворений” Блок подчеркивал
единство своего замысла: "Каждое стихотворение необходимо для
образования главы (т.е. цикла. — Ред.) ; из нескольких глав
составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю
трилогию я могу назвать "романом в стихах” ...” А через несколько месяцев в
письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и
содержание каждой из книг трилогии: "... таков мой путь, теперь, когда
он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — "трилогия
вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый
болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, "возмездию* и... — к рождению человека
"общественного” , художника, мужественно глядящего в лицо миру..,) ” .
Евгений Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым
наследством, "наследник всех своих родных” , как говорит о нём сам Пушкин.
Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым
характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман,
преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его
"хорошести” ” , как-то: манеры, способности вести разговор, все эти
положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо
корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля
тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам
Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту
нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит
о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...
Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе
немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью
отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - "мосье и мадам” , а те в
свою очередь холили парня, лишь ("слегка за шалости бранили” , "не докучали
моралью строгой” ) , что естественно, мальчик вырос в человека, думающего
только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий
уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с
легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже
не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной
гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: "Сперва
Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с
желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм” .
22 - летний корнет Кавалергардского полка, чужеземец, у которого
было два имени и три отечества, Дантес ворвался в мирную, полную творческого
труда жизнь Пушкина еще за два с половиной года до катастрофы.
Француз по происхождению, Дантес приехал в Россию через несколько
лет после июльской революции во Франции, свергнувшей династию Бурбонов, с
определенной целью сделать карьеру. Здесь он стал приемным сыном голландского
посланника в Петербурге барона Геккерена.
Ему было оказано в Петербурге особое внимание. Император Николай I
сам представил Дантеса офицерам полка. Взяв его за руку, он сказал: "Вот
вам товарищ. Примите его в свою семью, любите... Этот юноша считает за большую
честь для себя служить в Кавалергардском полку; он постарается заслужить вашу
любовь и, я уверен, оправдает вашу дружбу".
К своим обязанностям по полку он относился небрежно и за недолгую
службу свою был подвергнут сорока четырем взысканиям.
Из письма А. Н. Карамзина брату: "Начинаю с того, что советую
не протягивать ему руки с такою благородною доверенностью: теперь я знаю его, к
несчастью, по собственному опыту. Дантес был пустым мальчишкой, когда приехал
сюда, забавный тем, что отсутствие образования сочеталось в нем с природным
умом, а в общем - совершеннейшим ничтожеством как в нравственном, так и в
умственном отношении. Если бы он таким и оставался, он был бы добрым малым, и больше
ничего; я бы не краснел, как краснею теперь, оттого, что был с ним в дружбе, -
но его усыновил Геккерен по причинам, до сих пор еще не известным обществу.
Геккерен, будучи умным человеком и утонченнейшим развратником, какие только
бывали под солнцем, без труда овладел умом и душой Дантеса, у которого первого
было много меньше, нежели у Геккерена, а второй не было, может быть, и вовсе.
Эти два человека, не знаю, с какими дьявольскими намерениями, стали
преследовать госпожу Пушкину с таким упорством и настойчивостью, что, пользуясь
недалекостью ума этой женщины и ужасной глупостью ее сестры Екатерины, в один
год достигли того, что почти свели ее с ума и повредили ее репутации во
всеобщем мнении".
Дантес обладал безукоризненно правильными, красивыми чертами лица,
но ничего не выражающими, что называется, стеклянными глазами. Ростом он был
выше среднего, к которому очень шла полу рыцарская, нарядная, кавалергардская
форма. К прекрасной внешности следует прибавить неистощимый запас хвастовства,
самодовольства, пустейшей болтовни... Дантесом увлекались женщины не особенно
серьезные и разборчивые, готовые хохотать всякому вздору, излагаемому в модных
салонах.
Уже в 1834 году Дантес встретился с Пушкиным. Поэт иногда смеялся,
слушая его каламбуры, но Дантес был ему противен своей развязной манерой, своим
невоздержанным с дамами языком. Дантесу нравилась Наталья Николаевна. Он стал
оказывать ей исключительное внимание, а ей, легкомысленной и кокетливой,
льстило ухаживание блестящего кавалергарда.
Дельвиг Антон Антонович родился 17 сентября 1798 года, умер в 1831
году. Дельвиг - поэт, критик, журналист. Учился в частном пансионе; в 1811 году
привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На
вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре
переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Дельвиг развивался
медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность
сочетались у него с живость ума и воображения, независимостью поведения и рано
пробудившегося любовью к поэзии. Дельвиг увлекался Г. Р. Державиным, хорошо
знал издание Жуковского в 1810-1811 годах. Особое влияние он уделял изучению
русской литературы, по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгарда, знал ее
лучше всех своих товарищей. В лицее он начинал писать стихи и вскоре стал одним
из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях Пушкин находил "
необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда
он изменял". В 1814 году Дельвиг дебетирует в печати патриотической одой
"На взятие Парижа" и в 1814-1815 годах систематически помещает стихи
в журналах "Вестник Европы" и "Российский музей".
Окончив в 1817 году лицей (Дельвигу принадлежала ставшая лицейским
гимном " Прощальная песнь воспитанников Царскоселенского лицея, 1817) ,
Дельвиг служил в разных ведомствах, а с 1820 года - помощником библиотекаря в
Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но остальное время отдавал
литературным знаниям. Он входил в поэтическую группу, сложившуюся вокруг
Пушкина. Дельвиг был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим
наследником Державина и главой нового поэтического движения. Группа,
обозначившая себя как " союз поэтов", провозгласила дух поэтической
независимости, дружеского единения, наслаждения радостями жизни; в лирике
Дельвига звучат мотивы политического и религиозного вольномыслия; его
стихотворения "Поэт" (1820) стало декларацией свободы и высокого
предназначения поэта. Дельвиг посещал и литературно-политические кружки, куда
входили будущие декабристы. Он сблизился с Ф. К. Глинкой, А. А. Бестужевым, К.
Ф. Рылеевым.
В 20 годы Дельвиг окончательно формируется как поэт по преимуществу
лирический. Он пишет романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в
19 веке обращается к форме сонета. Но основные его жанры - идиллия и
"русская песня". В традиционный жанр идиллия, излюбленный
поэтами-сентименталистами, Дельвиг вкладывает новое содержание. Он пытается
воссоздать мир чувств и мыслей человека античной древности. Дельвиг показывает,
как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Дельвиг был
тесно связан с русской художественной средой и пытался перенести в свои стихи
принципы скульптурной пластичности и гармонии.
Павел Афанасьевич Фамусов одно из главных действующих лиц комедии,
представитель лагеря крепостников. Фамусов - дворянин, помещик, живущий в
Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу
московского барства. Об этом говорит его фамилия (фама - с греческого
"молва") . Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе
с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся
славой". Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских
семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль.
Его "домашние друзья" - князья Тугоуховские, преуспевающий "не
нынче - завтра генерал" Скалозуб.
Фамусов - вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее
воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет
выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что "монашеским
известен поведеньем", однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и
подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится
принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством,
жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе
Екатерины II. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться
крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и
вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их
человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет "ослами",
"чурбанами", "фомками", "фильками", не считаясь,
с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: "Изволь-ка в избу,
марш за птицами ходить". Будучи помещиком Фамусов, однако, живет в
деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба
для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он
передоверил Молчалину-секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно
напоминает о своих благодеяниях ("... и будь не я, коптел бы в Твери... ")
. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным
бумаг. Он самодовольно хвастается: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой
такой: Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы
такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем "служащие чужие
очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки", один Молчалин ему не
свой, а потому как "деловой":
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника- это умение обойтись с
вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом
для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим
Екатерининского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, "не на войне, а в
мире брали лбом, стучали об пол, не жалея". Максим Петрович был важным
вельможей, "на золоте едал, езжал-то вечно цугом", "когда же
надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. "Таким путем он приобрел вес,
"выводил в чины" и пенсии давал". Фамусов восхищается и Кузьмой
Петровичем, который был камергером "с ключом и сыну ключ умел доставить,
богат и на богатой был женат". Таким людям Фамусов стремится подражать. Их
способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски
гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты,
посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.
Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь
Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной
этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
"Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. "
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Действенный Петербург (слова Александра Блока) Одно из самых
прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург -
и как тема, и как образ - оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей
разных поколений. Русское искусство (живопись и графика, по преимуществу)
запечатлело сложный многоплановый образ великого города в его внешнем
выражении, во всем богатстве и во всей красоте его монументальных форм.
Но изобразительное искусство, по самой природе своей, не могло в
полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы
духовных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения
Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.
Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере
затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать
четырех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в
творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение
главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это Пушкин,
Гоголь, Достоевский и Блок.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга
играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине
"действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное
сознание. Блок - это наиболее "петербургский” из всех русских поэтов. Все его
творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок
очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа,
весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого
пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения
Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить
свое чувство Петербурга.
Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой
творческий путь. Литературные критики 90-х годов единодушно аттестовали Блока
как "поэта города” , и не просто города, А именно Петербурга, и еще точнее, как
"гениального поэта” Невского проспекта.
Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: "Александр Блок,
поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта... Блок - первый поэт
этой бесплодной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта
загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний.
В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы,
самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому,
переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы,
которые читаешь, и не можешь остановиться” .
Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно
вещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи (и не
только составляющие в собрании лирики Блока раздел "Город” ) очень локальны. И
в "Снежной маске” , и в "Страшном мире” , и в других лирических стихах Блока
перед нами возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но
именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок "фешенебельном ресторане” или "о
крышах дальних кабаков” , о "колодцах дворов” или о "ледяной ряби канала” , о
"снежной вьюге” или о "желтой заре” , - это всегда петербургские рестораны и
кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52) , русский писатель. Литературную
известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-32) ,
насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный
романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород”
и "Арабески” (оба— 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности "маленького человека” наиболее полно воплотилась в повести
"Шинель” (1842) , с которой связано становление натуральной школы. Гротескное
начало "петербургских повестей” ("Нос” , "Портрет” и др.) получило развитие в
комедии "Ревизор” (постановка 1836) как фантасмагория
чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души” (1-й том — 1842)
сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного
преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из
переписки с друзьями” (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского.
В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ” . Гоголь оказал решающее
влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской
литературе.
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — 21 февраля (4
марта) 1852, Москва], русский писатель.
Семья. Детские годы
Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было
около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны
отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович
оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он
прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было
продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в.
полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит
достаточного подтверждения) . Отец, Василий Афанасьевич, служил при
Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей
семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия
Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще
пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке
(другое название Яновщина) , наведываясь вместе с родителями в окрестные места
— Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в
Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение
бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери — Д. П.
Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр,
связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником
сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты,
в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием
о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя
К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния” .
"Задумываться о будущем я начал рано...” . Годы учения. Переезд в
Петербург
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19) , потом
брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него
на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию
высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом
театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые
литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и
сурьезном роде” , но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о
Нежине, или Дуракам закон не писан” (не сохранилась) . Больше всего, однако,
Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции;
такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова,
преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по
обвинению в "вольнодумстве” (во время расследования Гоголь давал показания в
его пользу) .
Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) завершил
четырехлетний курс обучения в Московском университете. Решением Совета
Университета Герцен на основании Положения о производстве в ученые степени и
"за отличные успехи и поведение" 30 июня 1833 г. (Все даты в статье
приводятся по старому стилю) был утвержден кандидатом Отделения
физико-математических наук. Ему также была присуждена серебряная медаль за
диссертацию "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника".
Перед молодым выпускником открывался путь к успешной научной карьере, однако
судьба Герцена сложилась иначе. Через год после окончания университета его
арестовали за участие в "тайном обществе" и после 9-месячного
тюремного заключения отправили в ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842
г.
{Подробные сведения о жизни, творчестве и революционной деятельности
Герцена можно найти в его многочисленных биографиях. См., например, книгу В. А.
Прокофьева После возвращения из ссылки в Москву Герцен возобновляет начатое в
студенческие годы изучение теоретических основ, методологии и современных
достижений естествознания. Он штудирует труды зарубежных и отечественных ученых
по физике, химии, зоологии и физиологии, посещает лекции и публичные чтения в
университете, а также в период с 1842 по 1846 гг. пишет и публикует
философско-науковедческие работы "Дилетантизм в науке", "Письма
об изучении природы" и "Публичные чтения г-на профессора Рулье"
{Подробнее о философии науки Герцена см. статьи А. И. Володина В этих работах,
пользовавшихся широкой известностью среди студентов и столичной интеллигенции,
Герцен проявил себя как серьезный методолог и блестящий популяризатор науки.
Однако и этот, новый этап его научной деятельности прервался. В 1847 г., не
выдержав полицейских придирок, Герцен навсегда покинул Россию и, находясь за
границей, наукой уже больше не занимался, сосредоточив свои силы на
революционно-публицистической деятельности и создании независимой российской
печати.
И все же реакционная атмосфера николаевского политического режима
была не единственной причиной превращения Герцена из подававшего немалые
надежды ученого в революционера. Дело в том, что и он сам, и круг его
единомышленников-западников первоначально именно в науке видели не только
мощный фактор социального развития и обновления, но и альтернативу попыткам
чисто насильственного преобразования общества, каковыми молодежи конца 30-х
начала 40-х гг. представлялись восстание декабристов и некоторые другие
революционные выступления в Европе первой трети XIX в. Но что же в таком случае
заставило Герцена предпочесть науке революцию?
{Участник герценовского университетского кружка Н. И. Сазонов в
связи с этим вспоминал: "Разочарования 1825 и 1830 годов послужили нам
полезным уроком, после которого мы стали стремиться к разрешению больших
национальных вопросов прежде всего при помощи науки". (Цит. по: В
предлагаемой статье я попытаюсь ответить на этот вопрос, анализируя те
проблемы, с которыми Герцен столкнулся при знакомстве с современной ему
западной наукой и которые привели его к убеждению, что эта наука находится в
состоянии глубокого кризиса, погрязла в мелочах и нуждается в спасении со
стороны смело и широко мыслящих "людей жизни", способных преодолеть
разобщенность научных дисциплин и достичь органического единства науки,
философии и практики.
"Герой нашего времени" - первый в русской прозе
лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя
"одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и
сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь.
Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе
"героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина
Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни
всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание
раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех
повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях) , то есть от загадки к разгадке. При
этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний
мир, психология.
Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от
последовательного изображения) . Такая разочарованная позиция в точности соответствует
"разочарованной", противоречивой личности человека.
В первых трех повестях ("Бэла", "Максим
Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки героя. Лермонтов
демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его
людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла) , либо как жертвы его
холодного расчета (бедные контрабандисты) . Невольно напрашивается вывод, что
психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: "какое дело мне:
странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих? " Но не все
так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый,
ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит трезвый
отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне два
человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
" А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо:
"Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как
пищу, поддерживающую мои духовные силы... " На основании этого правила,
Печорин развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной
страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли
это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.
" Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен
быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость.
Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба
героя так трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть
"Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические,
сколько философские и нравственные.